11 декабря.
В первой половине дня был класс Гиты Айенгар.
Начали с асан сидя, делали Парватасану из Сукхасаны, раскрывали грудную клетку, подмышки. Выполняли из положения сидя вытяжения вперед и скручивания. Были в них и динамичные движения, и более глубокое проникновение. Гита много раз ссылалась на Йога - Сутры Патанджали. О том, что отсутствие движения, раскрытия в какой-то части тела, жесткость, болезненность - это наши клеши - припятствия, которые могут быть убраны только Тапасом - огнем, горячим устремлением, практикой. Она говорила, что, например, если у вас болит колено, и вы начинаете практиковать, о чем вы думаете? Если вы думаете о больном колене, а не о том, что нужно делать асану, то это не практика. Здесь не шла речь о том, что нужно пренебрегать и не заботиться о больном колене. О нем должна быть забота (правильное выстраивание позы с учетом проблемы, которое должен подсказать ваш преподаватель). Но во время выполнения асаны нужно думать об асане, а не о том, что у вас есть больное колено. Внимание должно быть на другом, а не на проблеме. И, чтобы убирать клеши, освобождаться от них, идти к свободе, практика должна быть интенсивной. Если мы делаем это чуть-чуть, не нарушая нашего комфорта, то клеши (препятствия) останутся.
Во второй половине дня с нами беседовал Прашант Айенгар - сын Шри Б. К. С. Айенгара.
Первый вопрос, который он освещал - объяснение слов Гуруджи о том, что йога для одного и для всех.
Гуруджи был великим мастером, многогранным человеком, с острым, сильным развитым умом и полным, нежным сердцем. Он мог увлечь людей, совершенно разных по интеллекту, культуре, образованию.
Что нравилось в Айенгаре спортсменам, а что творческой интеллигенции (ведь он преподавал йогу философу Джидду Кришнамурти), а что художнику (великому скрипачу Иегуди Менухину).
Ведь обычно кому-то близки материальные интересы, кому-то важно внутреннее развитие или религиозные идеи. И первые никак не захотят разделить мнение вторых и третьих. Как же в Айенгаре находили и первые, и вторые, и третьи, и еще многие другие силу, мощь, интеллект, и нежность!
Сам Прашант был впечатлен в Гуруджи тем, что не было видно, что внутри.
То, чему нас учат, и то, что мы выучили - не одно и то же.
Солнце в 15.00 в одной части света греет не так, как в это же время оно греет в противоположной части света. В одном месте оно может ласково согревать, а в другом сжигать. Но это все одно и то же Солнце.
Будьте с открытым умом, чтобы понимать Айенгара.
Мы должны быть готовы встретиться с разными учителями йоги Айенгара, но не должно быть нетерпимости и ограниченности. Тогда будет йога Айенгара для всех и для каждого!
Второй вопрос, который поднял Прашант - о различных эффектах асан.
Слово "поза" он сказал, не подходит, так как любой человек в любой момент времени находится в позе (сидит, стоит, лежит и т.д). В практике йоги должно употребляться слово "асана".
Если взять книгу Шри Б. К. С. Айенгара "Йога Дипика" и посмотреть программы при разных проблемах со здоровьем, можно увидеть следующее. Например, Ширшасана помогает при:
депрессии, при перевозбуждении, при диарее, при запоре, при многих других проблемах. Так же любая другая асана помогает при многих-многих проблемах, причем проблемах, противоположных по характеру (депрессия, перевозбужление).
Асаны работают как лекарство. Прашант сравнивал воздействие асан с лечением лекарствами. Ведь лечение зависит не от цвета и формы таблеток, которые нам выписывает доктор, а зависит от свойств этих таблеток.
Есть химические процессы асан, а не физические. Химические свойства зависят не от формы.
Почему асаны имеют целительные силы? Потому, что, выполняя их, мы можем изменить динамику нашего состояния тела, ума и дыхания. Можем изменить химические характеристики нашего организма, которые постоянно меняются в зависимости от внешних условий. И эти условия постоянно меняются.
Разные условия меняют дыхание, и асаны создают правильные пропорции, соотношения тела, ума и дыхания.
Люди знают, что нужно улучшать свои мысли, но важно еще улучшать сам процесс мышления. Разные асаны дают к этому путь. Те, кто не занимается йогой, не имеют этих путей. У нас есть асаны, и гораздо больше путей, чем у других.
Асаны определяются формами и называются именами животных, мудрецов, героев.
Нужно учиться исследавать процессы, которые запускают асаны и играть!
12 декабря.
Заключительный день практики.
Класс Гиты Айенгар.
Начали с пранаямы.
Сразу сели в Сукхасану. Расслабили мозг, подняли позвоночник, грудную клетку. Наблюли за дыханием. Гита показала как улучшить позу, чтобы правильно выполнять пранаяму. Задние ребра и дорсальный отдел - внутрь и вверх.
Сутра:
II.33 Витарка-бадхане Пратипакша-бхаванам.
Тому, что противоположное яме и нияме, необходимо противодействовать посредством различающего знания.
На выдохе обычно падают и сжимаются плавающие ребра, диафрагма. Учились делать противоположные действия.
Гита показывала на демонстрантах как кожу боковых ребер нужно двигать вперед и вверх к грудине. Расширять передние плавающие ребра и поднимать их к ключицам.
Перед выдохом Уджайи - вдох, сначала кожу боковых ребер вперед и вверх, плавающие ребра в стороны и вверх и, удерживая это, выдох Уджайи.
После небольшого перерыва - практика асан. Прогибы.
Начинали с Тадасаны, двигали ягодицы вперед, чтобы обезопасить поясницу (без этого движения поясница будет сжиматься) таз вперед, втягивали задние ребра и наклонялись назад.
Уштрасана,
Дханурасана, подготовка к ней,
Урдхва Мукха Шванасана, подготовка к ней.
С этим же действием. Использовали в качестве подготовки раскачивающие и динамичные движения, чтобы создать больше свободы в крестце и пояснице.
Урдхва Дханурасана (мостик).
Гита говорила, что для неопытных практикующих крайне важно начинать разучивать эту асану с большим действием ног, больше веса в стопы, и позвоночник удлиннять от шейного отдела к дорсальному, к пояснице и к крестцу в сторону стоп, обязательно с действиями, которые делались для предыдущих прогибов.
У большинства людей кожа передних ребер на уровне подмышек жесткая, и поэтому вываливаются передние нижние ребра, сжимается поясница, напрягается диафрагма, увеличиваются напряжения внутри. Чтобы этого не допускать нужно раскрывать и расширять кожу передних ребер на уровне подмышек.
Закончили Сету Бандхой Сарвангасаной на кирпиче и
Шавасаной.
Прогибы разжигают огонь. Глаза - элемент огня, в прогибах этот элемент усиливается. Чтобы огонь не спалил,
Шавасана была охлаждающей. Она очень отличалась от Шавасаны предыдущих дней.
После перерыва была беседа с Гитой. Она ответила на несколько вопросов.
1. Расскажите о вашем первом классе, в качестве ученицы с Гуруджи.
Гуруджи все время был очень занят. Иногда целое лето бывал в разъездах, и они, его дети, сильно скучали по нему. Когда он был дома, дети не боялись отца. Когда Айенгар занимался, дети могли быть рядом. В 3-4 года Гита вставала рядом с отцом и повторяла за ним то, что он делал.
Когда Гите было 7 лет, у Айенгара классов еще не было, были частные уроки, и Гита тоже вставала рядом и повторяла то, что делали остальные.
Позднее к Гуруджи стали приезжать иностранцы, но тоже занимались частным образом. Когда Гите хотелось что-то сделать, она открывала альбом Айенгара с рисунками поз (книг по йоге тогда не было) и делала ту позу, которая ей нравилась.
В 1961 г. состоялся первый класс Айенгара. После первой статьи в газете кто-то попросил организовать класс. Занятия проходили в школе.
Второй класс Айенгара состоялся в Мумбае. Какие-то люди приехали к Кришнамачарье, хотели с ним заниматься. А он сказал, что в Пуне живет его племянник Айенгар, и направил их к нему. Они договорились с Айенгаром, что он будет 1 раз в неделю приезжать в Мумбай и проводить уроки. Через какое-то время Гуруджи сказал, что ездить больше не может, и после этого открылись классы Айенгара в Пуне. Гита посещала эти классы.
2. Как писалась книга "Жемчужина для женщин".
Издатель книги Айенгара "Йога Дипика" после того, как вышла книга сказал Айенгару, что теперь хорошо бы написать и выпустить книгу "Йога для женщин". Гуруджи сказал, что это сделает его дочь Гита.
Дома он обратился к Гите: "издатель сказал, чтобы ты написала книгу." Гита сразу приняла это к действию, даже никаких мыслей не было перечить отцу.
Айенгар сказал Гите прочитать какую-нибудь книгу, чтобы понять как пишутся книги.
Через какое-то время он спросил у Гиты, какие позы она собиралась описывать. Гита ответила: позы стоя. Гуруджи это одобрил и предложил добавить наклоны, так как женщинам они очень полезны, и скручивания.
Она стала писать книгу на языке маратхи, так как английский знала плохо. Когда книга была написана, они всей семьей проверяли, чтобы не было ошибок в описании поз со словами вправо и влево. После этого Гита стала учить английский язык. Книгу нужно было перевести на английский. Потом с английского снова на маратхи, чтобы издать ее в Индии. Вот такой долгий был путь написания и издания книги "Жемчужина для женщин".
Этот издатель был очень известным человеком - борцом за освождение Индии. Когда он был в Англии, то узнал, что книгу "Йога Дипика" читают и знают кто такой Айенгар. В то время в Индии Айенгара не знали. Издатель сказал Айенгару, что нужно написать Дипику на маратхи, чтобы в родной стране люди узнали, кто такой Айенгар. Айенгар сказал, что не может, он не знает маратхи, но у него есть дочь Гита, она это сделает.
Гита говорит, что Гуруджи все решал за нее без нее. А она следовала этим решениям.
В классах в обучении Айенгар всегда был очень подробен, очень детально объяснял что делать. А Гита за всем наблюдала.
Гита говорит, что нужно наблюдать за собой, тогда можно развиваться!
Ни в какой книге невозможно все описать. Нужно наблюдать за собой в практике, идти глубже.
Гита говорит, что она всегда исследовала:
если что-то болит, какую асану нужно делать, что нужно делать в этой асане.
3. Что бы вы посоветовали жестким людям.
Айенгар придумал пропсы - материалы не для проблем жёсткости. Чтобы лучше понимать.
Материалы пришли к нам не так легко, как мы думаем.
Мы, кто видели и знали Гуруджи в 50-ые и 60-ые годы, затем в 70-ые и 80-ые, знаем, что он уже другой. Айенгар, много работая с больными людьми, поднимая , передвигая их, истощал себя. Он знал, что нужно поместить этих людей в правильное положение. Если им делать что-то неправильно, то можно ухудшить их состояние.
Когда Айенгар говорил и помогал этим людям много, он стал думать о материалах.
Он был первым, кто предложил в Уттхита Триконасане встать к стене.
Мы следуем природе? Когда человек сутулиться, то лопатки торчат назад, голова падает вперед, это законы природы, сила тяжести делает человека сутулым.
Мы действуем против природы: не даем лопаткам падать назад, а голове - вперед.
В 40-е годы один человек упал с лошади. Доктор отправил этого человека к Айенгару. Гуруджи хотел помочь ему, использовал стену.
Айенгар наблюдал, как тренируют лошадей, там была такая стойка с перекладиной. По этому подобию появился йоговский конь, чтобы давать людям опоры со всех сторон.
Не используйте материалы только, чтобы отдохнуть, но, чтобы обучать тело.
Материалы нужно использовать с умом. Айенгар прорабатывал каждую труднодоступную часть тела с помощью материалов. Если какое-то действие не получается, то обучаем этому действию с помощью материалов.
Конечно, нужно помнить, что тело - наш главный инструмент.
4. Что такое Самадхи.
Смотреть на себя самих.
Вы смотрите на других. Кто-то стоит рядом в Ширшасане, вы смотрите и думаете : "Айенгар учил
не так".
Нужно читать и изучать Йога Сутры Патанджали. Всем нужно изучить хотя бы с 1 по 16 сутру каждой главы.
Гита рассказала случай из жизни.
Айенгар долго отсутствовал дома, был в отъезде. Когда он вернулся, все в семье хотели побольше быть с ним.
У Гиты были школьные каникулы. Она была дома и знала, что в 16.00 ее отец делает Ширшасану. Она встала перед ним в Ширшасану и все повторяла за ним. Он делал Урдхва Дандасану, и она делала Урдхва Дандасану. Их стопы коснулись друг друга. И Айенгар толкнул своими стопами стопы Гиты, и Гита упала.
Гуруджи возмутился : "Я разве говорил тебе падать? " Гита говорит, она должна была сопротивляться, направлять ягодицы внутрь, чтобы крестец не падал назад. Так Айенгар обучал своих детей и остальных тоже.
Сегодня на сцену вышел старый друг Айенгара Модувай. Модуваю 101 год, он живет в Мумбае.
В каждый приезд Гуруджи в Мумбай, он останавливался у своего друга, хотя предложений было много и от других людей. Гуруджи учил Модувая йоге. Модувай всегда относился к Гуруджи как к учителю. Но между ними были еще и просто дружеские теплые отношения.
Это были настоящие друзья. Модувай гордится своим другом и говорит:
"Если Айенгар что-то решит сделать, он обязательно это сделает. Если он решит чего-то не делать, он это никогда не сделает. Вот таким был мой друг и философ".
Вот такой должен быть наш дух!
Модувай пообещал родным Айенгара, что в какой-то из дней нашего праздника он приедет. И он приехал.
Модувай каждый день занимается. Сегодня на сцене он стоял в Ширшасане (специальный вариант с поддержкой под предплечьми, похожий на Ширшасану на двух стульях) так, как его научил его друг.
Модуваю 101 год!