Интенсив
с учителями Института Йоги RIMYI с переводом на русский язык
Отчёт о мероприятии
В первые дни вел занятия один из опытнейших учителей, воспитанных Айенгаром, Бирджу Мехта. В первый день изучали состояние ума при выполнении Уттанасаны, Адхо Мукха Шванасаны, Паршвоттанасаны, Прасарита Падоттанасаны. Бирджу вел нас от нашего обычного выполения поз через усилия, чувство эго (любой ценой выполнить позу лучше) к выполнению поз без напряжения, так, чтобы "не я делал позу лучше, а поза сама становилась лучше". То есть к созданию условий для работы позы в нас. Во второй части Бирджу объяснял суть пранаямы. Она заключается не в удлинении дыхания, а должна вести к определенному состоянию ума человека, когда дыхание как бы растворяется в нас и мы растворяемся во всем, то есть становимся частью всего.
Во второй день вначале Бирджу объяснял принципы потока (состояние вовлеченности) : 1.сфокусировано внимание на ограниченной области (остальное как бы на время отбрасывается) 2. совпадение цели и сфокусированного внимания, осознанности в одной области 3. нет беспокойства о неудаче 4. теряется ощущение времени 5. действие само по себе становится наградой. Асаны нам доступны, мы можем их практиковать, и они меняют состояние ума: от беспокойного к уравновешенному, спокойному. Ощущение связано с дыханием. Там, куда направляется внимание в асанах, куда идет ум, туда и идет дыхание: вдох удлиняет, выдох сокращает. Работа в асанах - это работа с умом, а не с телом. Наблюдали, где внимание, дыхание в Уттхита Триконасане, Уттхита Паршваконасане, Ардха Чандрасана. Когда мы в позе, верхнее плечо ощущается пустым, дыхание неравномерно, ум беспокоен, мы теряем баланс. Если поднять верхнюю ногу выше, верхнее плечо становится наполненным, верхняя часть грудной клетки наполнена, дыхание успокаивается и ум успокаивается. И мы можем стоять в позе долго, есть баланс. Мозг, голова могут чувствовать спокойствие и озарение. И это становится источником медитации. Создавая и сохраняя это состояние делали Дви Пада Випарита Дандасану на стуле, Саламба Сарвангасану. Учились делать вдохи и выдохи без создания напряжения в мозге. Биджу говорил о том, что говорил наш Гуруджи в 95 лет: ваш ум свободен, когда тело без боли. Когда есть боль в теле, сознание идет к боли. Поэтому он практиковал всегда.В третий день с утра начали перевернутые позы. Делали Адхо Мукха Врикшасану (стойку на руках), Пинча Маюрасану, Ширшасану с вариациями, Саламба Сарвангасану с вариациями. Учились делать асаны органическим (внутренним) телом. Такое выполнение успокаивает дыхание, ум. Во второй половине было много философии. Речь шла об элементах и о том как каждую асану можно выполнять с преобладанием определенного элемента, который создает определенный умственный настрой, определенное состояние. Была пранаяма. Изучали Антара Кумбхаку - задержку на вдохе. После утренней практики всех нас приветствовал человек, руками и усилиями которого был создан Йога Ретрит Комплекс в Белуре - это младший зять Шри Б. К. С. Айенгара. Он рассказал о том, как развивалось это прекрасное место. Как Гуруджи сам выстраивал идеи, проверял работы по его созданию. У Гуруджи была мечта - создать место, где бы люди могли заниматься йогой, которое бы помогало людям, живущим в окружающих деревнях учить детей, способствовать образованию, здоровью. Место, в котором люди бы могли становиться умнее, здоровее, лучше. Шри Б. К. С. Айенгар не дожил до окончания строительства. Но его мечта сбылась. Центр, созданный им, живет и развивается.
В четвертый день Бирджу объяснял, что есть разница между двумя состояниями: первое - спокойствие, расслабление, вялость, сужение или второе: спокойствие, расслабление, пробужденность, расширение. На примере Уттанасаны наблюдали эту разницу. Любая поза может быть выполнена или может привести к состоянию либо первому, либо второму. Вопрос в том как делать позу. Сегодня были прогибы: Урдхва Мукха Шванасана, Чатуранга Дандасана, Бхуджангасана, Шалабхасана, Макарасана, Уштрасана, Урдхва Дханурасана. Учились наполнять верх плечей и грудной клетки, чтобы делать позы не усилием воли, не с напряжением. Удлиняли шею, чтобы в голове не было напряжения, а ощущение расширения и света. Бирджу, как всегда, отвечал на вопросы. При боли в пояснице в Урдхва Дханурасане у одной из участниц семинара, он показал, что боль возникает, когда в позе выталкивают напряженный живот вверх. Когда живот расслабился, боль исчезла. Во второй части занятия разучивали задержку дыхания после выдоха - Бахья Кумбхаку. И так же, как с практикой асан и с Антара Кумбхакой, учились делать задержку не силой воли, не от ума (т.е не так, что сказал себе: делаю остановку-задержку после выдоха), а таким образом, чтобы задержка происходила естественно, без напряжения и, чтобы, создавалось и сохранялось состояние расширения.В пятый день практика была с другим акцентом, но идея та же: выполнение асан без напряжения, с расширением ума, с ментальным очищением - стиранием прошлых впечатлений. Идея была в том, что мы представляли внутри грудной клетки маленького человечка и выполнял асаны он. Удивительные ощущения отсутствия напряжений, спокойствие и, как показалось, даже лучшее качество выполнения асан. Затем была пранаяма. Разучивали пальцевые пранаямы: Анулому (контроль выдохов), Пратилому (контроль вдохов), Бхрамари. Бирджу очень детально объяснял положение пальцев и суть пальцевой пранаямы: улучшить чувствительность внутренней стенки ноздрей, чтобы грамотно воздействовать на нее, меняя этим дыхание и состояние ума. Сегодня праздничный день. Первый день фестиваля Дивали - праздника огней, символизирующих победу добра над злом. И еще сегодня праздник - день Патанджали. И у нас после практики был праздник. Нас с любовью и заботой накормили вкусным обедом. Потом была экскурсия по Йога Ретрит Айенгара Центру. Гуруджи считал, что изменить жизнь к лучшему могут и должны образование, хорошая медицина и занятия йогой. Поэтому воплотил свои мечты: создал и построил этот центр. Нас водили по школе, колледже и больнице. Рассказывали, что первое, о чем мечтал Гуруджи, - построить школу, и построил: две школы (начальную и среднюю) , и колледж, приравненный к высшей школе. 30 деревень в округе не имели школ. Если бы не эти школы, построенные Шри Б. К. С. Айенгаром, до сих пор бы дети этих 30 деревень были бы не образованными. В этих школах и колледже учится около 300 человек. Занятия йогой включены в обязательную программу. Больница тоже единственная на всю округу. И больница, и школы абсолютно для всех бесплатные. В них есть все необходимое; в школах учебники, тетради, питание, транспорт (детей возят на автобусах); в больнице - лекарства, обследования и т. д. - все бесплатно.
Потом занятия вела Абиджата. В самом начале практики Абиджата выяснила, у кого какие проблемы со здоровьем, кто преподает, кто был на Анушасанах в декабре, возраст, кто живет совсем на севере. Наши мышцы должны быть эластичными: удлиняться и сокращаться. У пожилых людей мышцы не такие. Начали с Ардха Чандрасаны. Наблюдали и смотрели, как сжимается внутренний пах и живот со стороны опорной ноги. Исправляли. Эта же тенденция в других позах стоя. С помощью боковой Супта Падангуштхасаны, Врикшасаны наблюдали и исправляли эту тенденцию в теле. Если в позах в теле нет движения от тазобедренных суставов, будут страдать колени, тазобедренные суставы и поясница. Абиджата призывала всех поменять самим свои тазобедренные суставы (их структуру) практикой, не дожидаясь, когда их поменяют хирурги. Она объясняла, что людей начального уровня нужно учить простым позам. Все было завершено: Ширшасана, Саламба Сарвангасана, Халасана. Во второй части были перевернутые позы. Долго делали подготовку к Адхо Мукха Врикшасане (стойке на руках), Ширшасане. Укрепляли поясницу для этих поз. Потом была Нираламба Сарвангасана. Делали Шавасану на спине, в Супта Сукхасане и на животе. Наблюдали за дыханием. На животе происходит дыхание боковыми частями грудной клетки и спиной, но не животом. И обычная Шавасана.
На восьмой день после Адхо Мукха Вирасаны были позы стоя: Тадасана, Урдхва Хастасана, Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана, Паршвоттанасана, Паривритта Триконасана, Паривритта Паршвоттанасана. Работа верхом спины, плечами, подмышками, лопатками. Когда у людей лопатки торчат наружу, они приглашают проблемы (с плечами, запястьями, шеей, верхом спины, головные боли) внутрь. С возрастом конечности (руки и ноги) становятся жесткими и слабыми. Правильная практика препятствует этому. Также становятся жесткими боковые мышцы спины под подмышками. Работали ими, отпускали их к талии. Делали Адхо Мукха Врикшасану, подготовку к Вришчикасане, Ширшасану, Випарита Дандасану из Ширшасаны, Урдхва Дханурасану, Сарвангасану. Затем была мягкая Сету Бандха Сарвангасана на одеялах, наблюдали за дыханием, совмещали удлинение задних частей ног с выдохами, чтобы отпускались передние бедра, а со вдохами отпускали плечи к полу. Это дало еще большее и в тоже время более мягкое раскрытие грудной клетки, удлинение и расширение дыхания и создание пространства. Абиджата сказала, что те люди, у кого в Сету Бандха Сарвангасане болит поясница, должны больше делать позы стоя. И в конце были Супта Сукхасана с опорой под спиной и Шавасана. Абиджата заметила, что у русских людей, в отличие от других, больше торчат лопатки назад, т.е. более жесткая верхняя часть тела: плечи, грудной отдел позвоночника, шея. Поэтому по ее предложению во второй половине занятия была терапия: плечи, лопатки, верх спины и шея. В конце дня ощущения в теле были замечательные: шея ощущалась длинной, грудная клетка - изнутри широкой, наполненной, легкость и подъем!
На восьмой день были наклоны вперед, а еще вернее - вытяжения вперед. Много было подготовительной работы, т.е. той стадии, в которой мы не отпускаем голову вниз, а вытягиваем боковые части туловища, грудной клетки, боковых частей шеи вверх от ног, от пола. Движения обычные: верхние края лопаток к тазу, лопатки внутрь, боковые ребра и передние подмышки, подбородок и взгляд вверх, грудину к подбородку, задние ребра внутрь, а передние ребра вверх. Движения большинству знакомые, но для многих была не знакомой интенсивность этих движений. Абиджата сказала важную вещь: перед тем, как людей учить пассивным позам, нужно научить их этим позам активно. Нужно нам, северным людям, больше, чем другим, разбить стрессы - напряжения и жесткость в спине. Было много вариаций Пасчимоттанасаны с вытяжением туловища и позвоночника вверх, затем с добавлением к вытяжению вверх расширения (ставили стопы широко, руки держали широко на планке за стопами или на широкой платформе), а расширение позволяет еще лучше создать подъем и удлинение. Потом скручавания: Бхарадваджасана 1, Ардха Матсиендрасана 2, Паршва Свастикасана. И в итоге Пасчимоттанасана была замечательной, а тело в ней и после нее длинным, ровным, легким. Были Ширшасана и Саламба Сарвангасана со всеми вариациями. Саламба Сарвангасана для тех, кто не устал, 15 минут. Потом была пранаяма. Делились на группы: первая группа делала пранаяму сидя у стены, вторая группа - в центре зала. Абиджата сказала, что всем иногда нужно практиковать пранаяму сидя у стены. Шавасана. Когда красиво вокруг, мы любуемся этой красотой. Нужно научиться любоваться красотой внутри.
На десятый день Абиджата поделилась своей озабоченность по поводу того, что немало русских людей практикуя, получают травмы (это выяснили вчера, когда она попросила поднять руки тех, кто получил травмы на практике, около 40 человек из 164 подняли руки). Она сказала, что глядя на нашу группу, очень заметно, что русские умные, сильные, многого добиваются упорством и силой воли. С одной стороны, это хорошо, но, с другой, видно, что мы очень напряженные, жесткие, много держим в себе, не умеем отпускать себя, поэтому много травм. В практике должно идти параллельно два процесса: развитие чувствительности и развитие силы воли. Чем-то одним результата не добиться. Наша практика развивает интеллект, который руководит и связывает эти два процесса. Делали позы стоя: пришли к Вирабхадрасане 1,3, Паривритта Триконасане, Паривритта Паршвоконасане. Ширшасана с кирпичом в ладонях. Скручивания сидя с хорошей подготовкой к ним. Везде расширяли ключицы, кожу грудины, ребра, дельты, трапеции, создавали пространство и мягкость. Была пранаяма лежа и сидя. И снова создавали расширение определенных частей тела на вдохах и выдохах. Делали подготовки и разные варианты Баддха Конасаны, Падмасаны. Жесткие пахи, тазобедренные суставы приглашают проблемы: коленей, стоп, тазобедренных суставов, низа спины, репродуктивных органов. И снова везде расширение: пахов, низа живота, ребер. Она говорила, что за несколько дней у нас заметно улучшилась Баддха Конасана, стали мягче пахи, раскрылись тазобедренные суставы.