Что такое асана?
Одно из первых понятий, с которыми знакомится каждый, приступающий к практике йоги, это асана. Обычно мы довольствуемся объяснением о том, что эта специальная поза, которую принимает йогин, и редко задаемся вопросами — какое значение имеют асаны, и почему они именно такие.
О том, что такое асана и почему так тщательно нужно следить за правильным выполнением поз, мы беседуем с основательницей и ведущим преподавателем «Йога Айенгара Центра» Татьяной Бородаенко.
— Татьяна, что такое асана?
— В одном из первоисточников йоги, трактате Патанджали, асана трактуется как удобное, приятное положение тела.
— Ничего себе удобное и приятное! Большинство поз даются практикующим с немалым трудом и требуют терпения и преодоления себя.
— Не нужно трактовать древние тексты абсолютно буквально. Асана действительно будет удобной и приятной позой, но только если наше тело и ум развиты до совершенства. Человеку гармоничному, владеющему своими эмоциями, сознанием, концентрацией, с хорошей осанкой, сильным и гибким позвоночником, симметрично развитым телом не составляет труда выполнить любую из асан. Но много ли вы знаете таких людей?
Приятное положение тела для большинства из нас: сутулясь, скривясь, сидеть, опустив плечи и зажав шею. При этом нужно понимать, что тело страдает от нашей сутулости и кривизны и сигнализирует болезнями о том, что наше отношение с окружающими, с восприятием мира не гармонично и нуждается в корректировке. И в достижении гармонии именно йога и ее асаны могут нам помочь.
У асаны есть как бы два пласта — внешняя форма и внутреннее содержание. Наше физическое тело создает внешнюю форму асаны, за ней следует внутренняя форма асаны, которая отражает наше соответствие законам развития жизни Вселенной. Если эти законы соблюдаются, то поза работает сама за себя: идут правильные энергетические потоки, полноценная связь с внутренним «я», глубинными пластами нашего разума. Такое счастье дано совершенному человеку, к образу которого мы все стремимся.
Однако все мы далеки от идеала, наше тело нас не слушается, нам трудно даже соблюсти внешнюю архитектуру позы, не то что достичь ее внутренней гармонии. И это доставляет нам немало неприятных минут: тяжело осознавать, что ты не совершенен, переживать разочарование собой. Когда мы встаем в асану, то первое — это волна дискомфорта, мы испытываем неприятные ощущения на физическом и на ментальном уровне. С другой стороны, нет большего счастья, когда после упорной работы над собой ты поднимаешься на одну ступенечку выше, делаешь маленький шаг на пути к самосовершенствованию, когда вчерашняя невыполнимая асана вдруг становится простой и приятной позой. Вслед за этими чисто физическими изменениями в нашем теле происходят и другие — на нравственном, ментальном уровне, мир вокруг становится лучше и светлее.
— Многим людям, начинающим практиковать йогу, хочется сразу встать в сложную, эффектную позу, поразить других своими умениями.
— Это эгоизм и тщеславие, стремление выглядеть лучше, чем мы есть. За счет упрямства и чрезмерных усилий можно заставить тело принять какое-то положение. Однако если тело не умеет работать в таких позах, асана выполняется за счет гибких частей тела, прогибов, если не развиты руки и ноги, мелкая мускулатура спины, то позы будут выполняться за счет резервов поясницы, еще больше разрушая и без того страдающий отдел спины.
Может быть, на неискушенный взгляд поза и будет выглядеть красиво, но со временем форсированный подход к практике йоги неизбежно вызовет проблемы, причем не только с поясницей, спиной, но и с внутренними органами, потому что все в нашем теле взаимосвязано. К слову, любое ухудшение здоровья — сигнал о том, что практика идет неверно и в ней нужно что-то менять.
В итоге люди, которые мечтали поправить здоровье и научиться владеть своим телом, получают прямо противоположный результат и делают вывод: йога плоха, йога не для меня.
Однако в природе законы развития и совершенствования одни для всех, независимо от того, понимаем мы их или нет. И если мы их не соблюдаем, то наступает неизбежный дисбаланс.
Поэтому нужно смириться со своим несовершенством, начать с азов, при этом научиться видеть внутренним взором образ идеальной асаны с правильной геометрией — отражение формы, существующей в высшей природе. Ведь асаны, их геометрия придуманы не просто так: они — отражение идеальной геометрии, по которой создана материальная Вселенная.
Вот мы встаем, представляем себе идеальную позу. И пусть мы не можем выполнить ее правильно — нас выручат вспомогательные материалы: подкладки, ремни, кирпичи. Начинаем воспитывать тело: оно привыкло сутулиться, а мы втягивает лопатки, вытягиваем грудной отдел, вытягиваем ноги и освобождаем поясницу. Это тот самый случай, когда форма меняет содержание.
Когда мы хоть немного приближаемся к идеальной форме, улучшается настроение, решаются сложнейшие проблемы со здоровьем. Это настоящее волшебство воздействия йоги, ставшее реальностью, потому что мы на какое-то мгновение приходим к единению с формами и законами природы.
— Итак, идем от простого к сложному?
— Как и всегда в этом мире. Если продолжить аналогию с геометрией, то есть простые фигуры — квадрат, треугольник, круг. Из них можно составить любые композиции. Так и с асанами: нужно в совершенстве осваивать простые позы, тогда из них легко сложатся и самые виртуозные.
В йоге вообще понятия простого и сложного очень условны. Самые трудные асаны — это на самом деле не замысловатые «узлы» и силовые стойки, а Тадасана и Шавасана. Для многих становится открытием, насколько тяжело заставить тело стоять правильно и ровно.
А Шавасану многие на первых порах вообще не выносят. Эта поза внешне примитивна, но когда мы погружаемся в свой внутренний мир, это пугает: наш ум привык работать с внешними проявлениями, мы всегда реагируем и анализируем то, что происходит снаружи. Но ведь внутри нас тоже целый мир. Если мы откроем этот мир в самих себе и научимся черпать из него силы, то и мир вокруг изменится.