Не думайте о различиях
Благодарим преподавателя Йога Айенгара Центра Анатолия Самсонова за поиск в советских газетах публикаций о йоге.
Интервью с Файеком Бириа
— Почему в йоге Айенгара такое большое внимание уделяется выполнению поз стоя? Некоторые любителю йоги утверждают, что главные позы в йоге — это сидячие, например, поза лотоса. Такое мнение нередко, ведь многие учителя йоги, в том числе в Индии, почти полностью игнорируют стоячие позы.
— Стоячие позы — лучшее начало для всякого, кто решился заниматься йогой. Они разрабатывают и развивают все тело, весь позвоночник, все мышцы. Они абсолютно безопасны и вы не сможете повредить себе, выполняя их.
Но Индия — очень жаркая страна, а человек по своей природе ленив. Поэтому некоторые индийские учителя йоги избегают поз стоя — ведь их выполнение требует усилий. Есть еще одна причина. В Индии люди приходят на занятия йогой ранним утром, а не вечером, как на Западе. Утром мы свежи и бодры, и нам легче «справиться» со стоячими асанами. На Западе же люди приходят на занятия, как правило, после работы, усталые и обессиленные. Так что даже те индийские учителя йоги, которые в Индии учат стоячим позам, на Западе сразу о них «забывают».
Мне вспоминаются наши занятия в Москве и Петербурге. Люди приходили на них после работы, после целого дня сидения, хождения, разговоров. Им хотелось отдохнуть и расслабиться. А вместо этого они слышали от меня: «Вытяните руки! Наклонитесь! Поднимитесь! Вытяните ноги! Вытяните все тело!» — и так на протяжении почти всего занятия.
Русские люди очень смелы и выносливы. Поэтому после тяжелого трудового дня они стараются вовсю. Но усилие воли требуется только сначала — как только вы почувствовали вкус поз стоя, проблемы больше не существует. Вы ощущаете, что они не забирают вашу энергию, а удесятеряют ее.
— Распространено мнение о том, что йога творит чудеса с восточными людьми и противопоказана западным. Каково ваше мнение?
— Все зависит от того, как и чем вы занимаетесь. Так, некоторые медитативные техники действительно не могут принести западному человеку ничего, кроме вреда. Возьмем, к примеру, техники, распространенные в духовной практике Тибета, — визуализацию, воссоздание образа, попытки вызвать у себя видения. Ни к чему хорошему западного человека это не приведет.
Природа восточного человека — сновидческая, он с легкостью предается мечтам, фантазиям, грезам наяву. Его сознание — прекрасная основа для игры воображения, грез, визуализации.
Западный человек совсем другой. Он не может работать непосредственно с этими техниками, не подвергаясь при этом опасности. И здесь следует вспомнить о том, что настоящая, подлинная йога — это не только медитация. Отец йоги, мудрец Патанджали учил, что медитация — это лишь один из ее компонентов, который нельзя практиковать в отрыве от других, в частности, от асан и пранаямы. К медитации надо тщательно готовиться. Если занятия асанами регулярны, то вы замечаете, что они укрепляют ваше тело, нервы, сознание, дух. Вы становитесь сильными физически и морально, так что ничто уже не сможет ни отвратить вас от этого пути, ни испугать.
Но в том случае, когда тело, ум, нервная система не готовы для духовной практики, может произойти катастрофа. Ситуация усугубляется еще и тем, что учителя, которые учат только медитации, как правило, не могут помочь своим ученикам, когда с теми что- то случается. Они просто не знают, что делать, как справиться с ситуацией.
Что же касается настоящей, традиционной йоги, то она годится для всех и для каждого. Чистая практика йоги не знает различий между Востоком и Западом. Вот вам пример. Разве французский невроз отличается от русского невроза? Или индийский гастрит от японского? Природа человеческих проблем одинакова повсюду. Йога способна разрешить эти проблемы, поэтому ее предназначение — все человечество. Я лично считаю, что йога принадлежит не только Индии, она — духовное наследие для каждого. Археологические раскопки на Кавказе и в Ирландии показывают, что несколько тысячелетий назад население этих местностей практиковало асаны йоги. По всей видимости, в древности йогой занимались повсеместно, но постепенно это духовное знание было утрачено и сохранилось лишь в Индии. Индия может гордиться тем, что сохранила йогу, но она не принадлежит только ей одной. Можете ли вы сказать, что, к примеру, Чайковский принадлежит России? Вы гордитесь тем, что русская культура породила Чайковского, что она дала всему миру эту чудесную музыку. И люди во всех странах могут наслаждаться ею независимо от национальности. То же можно сказать о йоге — наслаждайтесь ею, черпайте из этого чистого источника, не думайте о различиях, старайтесь осознать единство и общность человечества.
Елена Федотова, директор московского центра йоги Айенгара
Газета «Советский спорт» от 24.01.1992