Твердые снаружи, мягкие внутри
Часто в классе мы слышим инструкцию «Втяните вот эту и эту части тела!» И, знаете, люди
действительно втягивают. Только не то, что говорит преподаватель, а то, что могут.
Помню, одна женщина мне как-то призналась, что она не понимает, что именно нужно втянуть, поэтому втягивает все подряд – на всякий случай. Авось, не промахнется и захватит ту часть тела, о которой говорит преподаватель. На практике же это выглядит не как втягивание, а как напряжение и скованность – и снаружи, и внутри.
Такая практика не приносит пользы. Наоборот, мы становимся слишком жесткими. Это может отразиться и на физиологических процессах, и на психоэмоциональном состоянии человека. Например, у практикующего плохо работают ноги. Тогда позы стоя выполняются животом, вызывая напряжение органов брюшной полости и малого таза. Если практика непостоянная или редкая, то организм успевает отпустить сжатие и восстановиться (лень спасает). Но если человек занимается часто и усердно, то напряжение в конце концов может вызвать болезнь.
А теперь посмотрим на этот вопрос с точки зрения эмоций. Мы прекрасно знаем, что эмоции влияют на тело. Вспомните, как чувствует себя организм при сильном стрессе. У кого-то зажимает ребра и грудную клетку, кого-то подводит кишечник или начинается кожная аллергия.
В обратную сторону это работает точно так же. Например, наклоны приводят вас в состояние покоя, умиротворения. А прогибы, наоборот, поднимают настроение, побуждают улыбаться и радоваться. Но если во время выполнения асан вы чрезмерно напрягаетесь, то это может вызвать злость, раздражение или тоску. Сначала немного и ненадолго, но потом все чаще и на более продолжительное время.
Что же теперь, не заниматься? Заниматься, конечно! Но не допускать чрезмерного напряжения. Не втягивать все подряд, а пытаться развить чувствительность в «спящих» частях тела. Прилагать усилия обязательно нужно, но в умеренных порциях.
Мы должны стремиться к компактности снаружи, чтобы быть устойчивыми и уравновешенными. Но внутри нужно создавать пространство и мягкость. Иначе можно сказать так: быть снаружи твердыми и непоколебимыми, как алмаз, а внутри текучими, пластичными и сострадательными. В этом красота йоги.