Гитаджи о практике. Часть II
Первоначально она был опубликован в журнале Конвенции IYNAUS 2001 года «Садхана».
Это часть 2 из 4 этой лекции.
(...) В своей практике вы должны сохранять баланс между пассивными и активными асанами. Чтобы иметь динамическое чувство в асанах вы занимаетесь по-разному. Например, новички могут испытывать скуку в том случае, когда они не уверены, что они должны делать. Пространство их осведомленности ограничено. Когда они учатся в классе, их просят сосредоточиться на конечностях тела- руках и ногах. Они должны чувствовать, как туловище расширяется, конечности вытягиваются. Преподаватель говорит: "Положите левую ногу таким образом, пусть арка вашей ноги будет такой-то. Пусть локти будут такими; пусть ваши руки будут прямыми. Пусть ваш позвоночник вытягивается. Следите за грудной клеткой. Следите за позвоночником". Они получают прямые указания от преподавателей. Тем не менее, никто не говорит им эти вещи, когда они практикуют сами по себе.
Иногда ученики спрашивают, могут ли они аудиозапись класса, чтобы они могли слушать ее и практиковать. Я говорю нет, потому что лента будет перематываться вперед, и вы не будете улавливать хоть что-то, потому что вы должны связать свои действия со скоростью ленты. Вместо того, чтобы ваш ум был вовлечен в само выполнение асаны, он будет слушать, что является неправильным. В самом деле, вы должны работать самостоятельно. Вы должны синхронизировать динамическое движение ума с действием тела. Записанные на магнитофон инструкции не помогут в этом смысле. Вы должны записывать свои чувства, чувствительность в вашем уме.
Предположим, новичок хочет практиковаться. Он знают все асаны стоя, такие как Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана, Вирабхадрасана I, Вирабхадрасана II, Ардха Чандрасана, Вирабхадрасана III, Паривритта Триконасана, Паривритта Паршваконасана, Паршвоттанасанасана и Прасарита Падоттанасана. Теперь, эти асаны стоя, если они сделаны в динамической последовательности - все в правую сторону, а затем все в левую сторону, за один подход, воспламеняют ум. Вместо того, чтобы обратить внимание на правильное выполнение асаны, вы просто их выполняете. Это как когда нас учили правописанию в школе. Мы говорили: "К-н-и-г-а, книга, к-о-м-н-а-т-а, комната ". Мы только занимались орфографией. Аналогичным образом здесь, мы читаем по слогам от Триконасаны до Паршвоттанасаны. Мы вынуждены делать их, как орфографическую работа. Вы делаете их одну за другой. Аналогичным образом, вы делаете асаны в левую сторону один за другим, и ум воспламеняется. Разум заряжается. Ум понимает это и говорит: "Я сделал это!" Теперь вы начинаете работать. Ваш ум стимулируется, чтобы узнать, где вы сделали не так, где вы сделали правильно, какие вещи пропали без вести, и что вы должны добавить. Физические действия начинают связываться с умом. Вы начинаете связывать тело с умом, ум с разумом, разум с сознанием, сознание с душой.
В классе, когда мы учим, например, Уттхита Триконасану, мы видим, правильно ли повернута правая нога. Мы обращаем все ваше внимание на это. Мы спрашиваем: «Ты поворачивал колено? Ты поворачивал лодыжку? Ты поднял арку стопы? Ты поворачивал основание бедра? При повороте правой ноги вытянул ли левую ногу?» Это способы выполнения асаны, которые вы узнаете в классе. Когда вы занимаетесь, вы начинаете понимать эти вещи. Вы начинаете анализировать свои действия. Ваш ум начинает видеть, делаете ли вы это правильно. Применение ума начинается здесь. Ты становишься сосредоточенным. Исходящие осознание начинает распространяться внутрь и начинается внутреннее путешествие. Так должна начинаться практика вне зависимости от того, делаете ли стоя позы, Адхо Мукха Врикшасана, Пинча Майурасана, Адхо Муха Шванасана, Уттанасана, или любые асаны лежа на спине. Предположим, вы находитесь в вашей первой асане, Супта Вирасане. Вы можете выполнять ее в течение двух минут. Затем, после третьей или четвертой минуты, наступает время, когда вы начинаете чувствовать себя неловко внутри. Вы замечаете, что ваша грудь не раскрыта или ваш позвоночник не вытягивается. Становится скучно. Тогда вы говорите: «Мне нужна поднять грудную клетку немного больше. Мне нужна поддержка для моей спины, чтобы вытянуться вверх больше». Иногда, не зная, вы вытягиваете руки над головой. Что это значит? Не разгорается ли разум в это время? Ум посылает сообщение. Он хочет освободить пространство внутри тела. Ум хочет распространиться внутри.
В Йога Сутрах говорит, что вы должны быть абсолютно устойчивым в асане. Устойчивость, Схирата, не означает, что вы должны быть в асане, как камень. Тогда вы будете абсолютно каменными в вашем теле, вашем уме, вашем интеллекте. Асана не собирается преобразовывать вас вообще. Она не может принести никаких трансформаций. Но когда ум говорит вам сделать что-то, пожалуйста, следите за ним, слушайте его. Он что-то говорит. Он говорит с тобой. Вы говорите: «Я делаю асаны, но у меня есть некоторые боли.» Эта боль говорит вам, что вы не правы.
Где-то ты тонешь. Боль является речью, обращенной во вне. Вы должны найти скрытый смысл. В медицинском классе мы выполняем с учениками, в начале, например, Супта Вирасану. Они пребывают в ней в течение двух минут в то время, как мы собираемся вокруг, чтобы наблюдать за выполнением асаны. В течение третьей минуты, когда мы приходим к ним снова, мы видим, что их тела где-то немного наклонены. У тела занимает от трех до четырех минут, чтобы снова прийти в свое скучное состояние. Вот почему тело –коварный друг. В первую минуту оно показывает свою резкость. Следите за собой, даже если вы не ученик в медицинском классе. В Ширшасане первую, вторую или третью минуты вы в порядке. Позже, на четвертой или пятой минуте, вы начинаете опускаться. Нужно что-то, чтобы поднять себя. Может, нужно поднять плечи. Может быть, ваши ноги падают внутрь, или колени изгибаются, наклоняются, и вы должны это исправить. Это означает, что вы проходите через процесс обучения. Стабильность на первом этапе на самом деле не стабильность.
Когда исправляешь асаны учеников в медицинском классе корректируются после третьей или четвертой минуты, часто они путаются. Они говорят: «Гита пришла, и она добавила еще один болстер и планку. Она раскрыла грудную клетку и ушла. Потом Гуруджи приходит и говорит, что планка бесполезна и кладет кирпич. Он отрегулировал расположение кирпича, и теперь я чувствую себя хорошо.» Мы капризны, чтобы просто продолжать добавлять болстеры и кирпичи? Нет. Ваше тело показывает определенные изменения. Оно на самом деле улучшается. Грудная клетка, которая была нераскрытой на прошлой неделе, стала немного более раскрытой на этой неделе. Когда она открывается, она нуждается в сильной поддержке. В противном случае, после третьей или четвертой минуты она снова опустится, и это неправильно. Это значит, что пожар тушат. Если грудь поднимается выше, огонь начинает гореть. Это означает, что участок вентилируется. Ум, тело, интеллект становятся бдительными.
Во время практики, вы должны применить свой ум. Преподаватель говорит делать Двипада Випарита Дандасану в течение пяти минут. Ты остаешься в таком положении. В эти пять минут, смотри: Каковы изменения, которые произошли? Сколько раз грудная клетка опускается, выпрямленные ноги падают, колени теряют хватку и сгибаются, завернутые бедра раскатываются? Позвоночник показывает свою способность согнуться больше, чем раньше. После этого позвоночник становится более бдительным, и он лучше выгибается. Вы должны проверить эти моменты в вашей позе. Вы должны смотреть, как ваше тело и ум начинают показывать внутренние изменения.
По мере того, как вы практикуете в пределах 5 минут, вы увидите изменения, и вы должны отрегулировать и изменить ваше положение в асане. Это называется коррекцией. Коррекция для чего?
Ты пишешь: "К-н-и-г-а". Ладно, "книга", это правильно. Какой-то учитель должен проверить его и сказать, что это правильно. Когда дело доходит до асана мы не можем отметить галочкой, говоря, что это правильно. Если я говорю делать Двипада Випарита Дандасану и вы сделали ее, я скажу, что вы сделали правильную асану. Если бы вы сделали Врикшасану вместо Двипада Випарита Дандасаны, то это неправильно. Но в той же асане правильная асана будет ощущаться, когда энергия правильно распределяется, когда асана структурно верна, мышцы равномерно распределены, и вы, вместе с вашим умом, хорошо урегулированы. Когда ваше тело показывает изменения в асане, вы должны увидеть, является ли это изменение улучшением или просто энергичность. Мы должны заставить вас понять это. Вы обнаружите, что, как вы выполняете асаны так, как я сказала, вы начнете прислушиваться к внутренним чувствам. Вы обнаружите, как грудная клетка раскрывается. Вы почувствуете длину вашего тела в Ширшасане. Если снова не ощущаете ее, вы ошибаетесь где-то. Вы должны применять свой разум. В классе ваш преподаватель может сказать: «Плечи вверх.» Ты поднял плечи? Ваш преподаватель может сказать: «Расширьте внутренние края ног». Ты это сделал? Ваш преподаватель говорит: «Ваши бедра вращаются наружу.» Ты повернул их внутрь? На самом деле, это вопросы, относящиеся к внешнему телу. Если вы задаете вопросы изнутри, вы будете знать, что вы действительно начинаете чувствовать свое тело изнутри. Соединения начинаются там, внутри. Делаете ли вы пассивные или активные асаны, ваш ум должен зажечься таким образом.
(Продолжение следует...)