Гитаджи о практике. Часть III
Первоначально она был опубликован в журнале Конвенции IYNAUS 2001 года «Садхана».
Это часть 3 из 4 этой лекции.
(...) Что касается последовательности асан, я хочу рассказать вам о журнале йоги, который поступил в библиотеку RIMYI. В статье из этого журнала упоминается, что люди начинают практику йоги с книг. Они переключаются с одной асаны на другую, а затем травмируют себя. Может случиться так, что вы неоднократно открываете книгу «Свет йоги» и выбираете асану в соответствии с вашим желанием. «О, я хочу сделать Халасану. Сделаю-ка я Халасану». Или: «Я хочу сделать Хануманасану. Сделаю-ка я Хануманасану». Так нельзя выбирать. В «Свете йоги» последовательность асан дается Гуруджи для ежедневной, еженедельной и ежегодной практики. Вы не можете просто выбрать любую асану и начать практиковать. На занятиях в RIMYI студент сначала учится стоять прямо на ногах в Тадасане. Если это медицинский класс, студентам даются определенные последовательности. Мы не прыгаем туда-сюда, говоря: «Сделай эту асану, и сделай эту асану». Асаны в значительной степени взаимосвязаны физически, физиологически, психологически, умственно и интеллектуально. Практика асаны –как поток реки. Элемент воды тот же, но частицы разные; аналогичным образом, асаны могут меняться, но внутреннее содержание, внутренний поток, течение потока не должны меняться. Вы не можете разжечь огонь и налить воду или положить тяжелый камень, чтобы потушить огонь. Или, с другой стороны, вы не можете продолжать разогревать и сразу же охлаждать себя.
Кроме того, в этой статье сказано, что человек должен начать практику в лежачем положением, на животе. Причиной для этого, приведенной в статье, является то, что спинные мышцы слабы и должны быть обучены в первую очередь, так что впоследствии практика асан становится легче. Это правда, что вся наша физическая структура зависит от позвоночника и спинных мышц. Позвоночник и спинные мышцы должны быть здоровыми и сильными, чтобы выполнить асаны. Но как они пришли к выводу, что только поза лежа на животе укрепит мышцы позвоночника? По этой причине в этой статье говорится, что вы должны выполнить Бхуджангасану, Шалабхасану и Дханурасану. Многие врачи советуют эту программу асан своим пациентам, у которых смещены позвоночные диски, есть проблемы со позвоночником, или слабые мышцы.
К счастью или к сожалению, Гуруджи является единственным, кто против этого. Весь мир считает таким образом, и, возможно, Гуруджи - единственный, кто идет в обратном направлении. Он никогда не говорит начинать практику с Шалабхасаны, Дханурасаны или Бхуджангасаны. Причина в том, что, когда вы ложитесь, позвоночник опускается и мышцы поднимаются. У новичка мышцы не в тонусе. Как новичок, если вы выполняете Шалабхасану или Дханурасану, спинные мышцы, находящиеся ближе к позвоночнику, сжимают позвоночник, а остальные спинные мышцы отходят от позвоночника и образуют буфы. Это как если положить что-то в горячее масло, чтобы обжарить во фритюре, пузырьки масла при этом начинают идти вверх. Вот так, ваши мышцы позвоночника идут вверх, и позвоночник остается тонуть где-то внизу. Спинные мышцы не идут к позвоночнику, чтобы поддержать его. Когда вы делаете это в первый раз, вы будете использовать внешние мышцы тела. Вы вообще не проникли в ваше внутреннее тело. Когда вы начинаете свою работу с внешним слоем тела, вы вообще не касаетесь непосредственно позвоночника или спинных мышц. Поэтому гораздо больнее прикасаться к внешнему телу. Мышцы сжимаются и стягиваются неправильным образом. Мышцы сокращаются.
Чтобы привести в тонус спинные мышцы начнем с асан стоя. Гуруджи известен этим методом. Вытяжение ноги, вытяжение руки является обязательными для новичка. Класс начинается с асан стоя, таких как Тадасана с ногами вместе, пальцами ног вместе, руками вниз, или руками вверх. Вы осведомлены о ваших руках и ногах. Заставляют работать мышцы рук и ног. Когда вы заставляете ваши конечности работать, то конечности отправляют сообщение позвоночнику. Это действие ног и рук от позвоночника. Без позвоночника ваше тело не работает; вы не поднимите руки. Без силы позвоночника вы не вытяните ноги. Но вы не осознаете свой позвоночник. Скорее вы осознаете свои руки и ноги. Через руки и ноги, вы доберетесь до позвоночника.
Позвоночник является грубым телом, но для вашего интеллекта это что-то тонкое. Он не вызывает никакого чувства, если не болит. Если позвоночник болит, вы знаете, что у вас есть позвоночник. Если позвоночник не болит, вы не знаете, есть ли у вас позвоночник. Вы только знаете из книги по анатомии, что у вас есть позвоночник. Когда вы сидите, и есть боль в спине, вы хотите пошевелить конечностями. С поддержкой конечностей вы вытягиваете позвоночник или вы двигаете руками, чтобы освободить мышцы позвоночника. Конечности грубее, чем позвоночник. Практика начинается с асан стоя так, что через конечности вы доберетесь до позвоночника. Чтобы настроить правильную работу и привести в тонус спинные мышцы, вы должны знать, как стоять на ногах, как двигать руками. Только тогда вы узнаете, каким должен быть позвоночник. До тех пор вы не узнаете. Позвоночник не является непосредственно проницаемым. Это не осязаемо и не проницаемо. Вы не можете прикоснуться к позвоночнику. Вы не можете видеть его дефект. Вы только можете чувствовать позвоночник.
Другие школы объясняют это по-другому. Говорят, ребенок после рождения спит в положении на спине. Вот почему они делают асаны в положении на спине, особенно Шавасану. Ребенок начинает перекатываться на живот – выполняются позы на животе. Ребенок начинает сидеть, так что вы должны делать позы сидя. Ребенок начинает стоять – затем сделать позы стоя. Ребенок начинает ходить – динамические действия. Ребенок начинает прыгать; показывают некоторые прыжки. Ребенок начинает поворачивать, так что показывают боковой поворот. Ребенок начинает наклоняться назад; показывают прогиб. К сожалению, перевернутые позы не демонстрируются, потому что ребенок не идет к перевернутой позе. Но они забыли, что ребенок рождается в перевернутом положении. Это может быть хорошим объяснением, но это не правильный путь. К тому времени, когда мы приходим к йоге после этапа детства, мы проходим долгий путь. Мы использовали этот инструмент. Мы оказывали давление на наше тело. Возможно, мы повредили наше тело. Организм уже страдал от такого количества проблем и болезней. Некоторые, возможно, делали зарядку и сохраняли тело в тонусе. Мы больше не находимся в положении развивающегося ребенка, лежащего на спине. Поэтому очень хорошо знаем, что коррекция начинается только с поз стоя. Будь то коррекция или понимание, интеллект необходим. Чувствительность необходима. Она приходит только в асанах стоя.
Кроме того, ум не будет воспламеняться в таком положении лежа как Дханурасана или Шабалхасана. Попробуйте. Ум не разогревается. Физически асана выполняется, но вы ничего не узнаете. Ваше внимание сосредоточено только на спине. Это не зажигает ум. Искра огня, которая нам нужна в уме для того, чтобы практиковать, не появится, если вы выполняете асаны в положении лежа. Исправления никогда не будут поняты, потому что то, насколько ваш позвоночник обеспокоен, вы будете полностью опустошены. Если мы не скажем на занятиях: «Эй, ваш позвоночник наклоняется», люди не будут этого знать. Они не понимают своих наклонов. Если бы у вас было так много интеллекта в позвоночнике, почему вы тогда искривляетесь в Триконасане? Почему голова идет вперед, а ягодицы назад? Или почему ягодицы идут вперед и голова – назад? Это означает, что у вас нет понимания работы ваших мышц позвоночника. Кинетическое движение радует тело, но не учит и не повышает чувствительность, чтобы проникнуть дальше.
Мы классифицируем все асаны. Например: стоя, сидя, вытяжение вперед, позы лежа, вытяжение в бок, боковое скручивание, и наклоны. У нас есть балансы на руках, перевернутые позы такие, как Ширшасана и Сарвангасана. У нас есть позы для сплетения тела такие, как Йоганидрасана, Эка Пада Ширшасана и Дви Пада Ширшасана, которые очень немногие люди в состоянии выполнить. Продвинутые асаны не могут быть выполнены в общих классах обычным практикующим. Затем также сокращения брюшной полости, такие как Джатхара Паривартанасана и т.д. В вашей практике вы должны выполнять несколько разновидностей асан. Гуруджи дал руководство, наброски для этой практики. Вы приводите мышцы сначала в тонус при помощи асан стоя. Затем вы восстанавливаетесь после поз стоя позами сидя. После поз сидя можно продолжить выполнять наклоны вперед, в которых положение сердца дает чувство спокойствия. Позы лежа такие, как Супта Вирасана и Супта Баддха Конасана также позволяют восстановиться. Асаны лежа напоминают прогибы, после них вводятся прогибы. После прогибов вводятся боковые скручивания позвоночника, когда вы поворачиваете туловище. Последовательная процедура учит вас, как работать с мышцами, позвоночником и вашим телом. Вы узнаете, как они выражают себя в разных асанах.
Когда вы выполняете разминку в асанах, вы найдете больше разнообразия движений в ваших позах стоя. Например, в Паршвоттанасане ваши руки на спине выполняют Намаскар. Ваша правая нога повернута наружу; левая нога поворачивается внутрь. Ваша талия поворачивается, голова направлена назад, спина, шея и голова выполняют поворот, и грудная клетка раскрывается. Тогда ваша голова опускается. Ваш позвоночник простирается вперед и вниз в правую сторону. Потом, талия и голова направляются к центру. Выполняя позу в левую сторону, вы совершаете вращательное действие в тазовой области. С подъемом позвоночника вы смотрите назад, поворачивая шею, голову направляете вниз. Посмотрите, сколько разновидностей работы с руками, плечами, ногами и коленями существует в одной асане. Эти движения важны для вас, чтобы выполнить некоторую работу в суставах, мышцах, циркуляции крови, и облагородить ум. Кругозор расширяется. Ваша поза улучшается. Вы чувствуете, что тело становится открытым, получая свободу. Асаны стоя улучшают структуру вашего тела. Гуруджи предоставил нам процедуру перехода от легкой асаны к трудной или сложной асане, или превращения утомленного тела в отдохнувшее. Или Гуруджи нам также указывает, как начать с этого этапа, когда вы уже ощущаете бодрость в уме.
Существует еще один способ разработки последовательностей асан. Когда определенные части тела нуждаются во внимании, вы должны следить за этой конкретной областью. Например, практикующий, страдающий заболеваниями сердца, нуждается во внимании к грудной клетке, мышцам сердца, спины и т.д. Опять же, мозг и ум должны быть успокоены. Студент с болью в колене должен обратить внимание на колено. Группа асан должна практиковаться таким образом, чтобы они работали на пользу сердцу или колену. Колено является центральной точкой, центральной идеей. Как стихотворение имеет центральную идею, ваше колено становится центральной идеей. Или ваше сердце становится центральной идеей. И вокруг этой центральной идеи должна вращаться вся ваша практика. Основное внимание уделяется пострадавшей области. Практика асан должна быть связана с этим центром. Это означает, что ваше колено может быть растянуто; оно может быть согнуто. В вашей последовательности асан вы должны изучить, в каких асанах ведется работа с коленом, с какой частью колена и т.д. Это может быть процесс антигравитации, где вы вытянули ноги и выпрямили колени в Урдхва Прасарита Падасане. Если вы не можете выпрямить колени, мы просим вас выпрямить колени в вариации позы у стены, или просим лечь на пол и вытянуть колени пассивно. Вы выполняете Супта Падангуштхасану с согнутым коленом и прямым коленом, переднюю и боковую, или Уттхита Хаста Падангуштхасану с согнутым коленом и прямым коленом, переднюю и боковую, или скручивание. В Вирасане и Бадда Конасане выполняется работа с коленом. Падмасана является болезненной для некоторых людей, но, даже ощущая боль, вы должны выяснить, как раскрыть сустав и вытянуть связки. Вы должны увидеть, как работает колено в этой позе при ее выполнении с опорой под коленом. Центральной темой является колено, и практика должна быть построена вокруг этой области в каждой асане. Все наклоны вперед, в которых колени согнуты по-разному, должны быть осознаны с вниманием к колену. Колено сгибается по-разному в Джану Ширшасане и в Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасане. Так же происходит в Маричиасане, Ардха Бадда Падма Пасчимоттанасане, Бхекасане, и Уттхита Бхекасане. Во всех этих асанах происходит работа с коленом. Нужно ее выполнить и выяснить, как в этих асанах происходит работа с коленом.
Что касается сердца, вы знаете, что грудная клетка должна раскрыться. Когда вы выполняете Супта Вирасану, Супта Баддха Конасану, Супта Свастикасану, или Матсиасану, эти асаны раскрывают грудную клетку. Саламба Пурвоттанасана на опоре, Дви Пада Випарита Дандасана и Уштрасана раскрывают грудную клетку. Пространство создано. Область обогащается кислородом. В этой конкретной области пробуждается жизненная сила. Все это может быть сделано с или без материалов. Если у вас нет никаких проблем со здоровьем, но вы хотите сосредоточиться на грудной клетке и сердце, то это те позы, которые вы должны практиковать. Вся последовательность корректируется соответствующим образом. Это еще один способ практики. Вы строите последовательность асан, оказывающих воздействие на орган тела.
(Продолжение следует...)