Йога для детей
Перевод с английского языка материалов интервью Свати и Раджив Чанчани, опубликованного в журнале Iyengar Yoga News.
Свати и Раджив Чанчани практикуют и преподают йогу Айенгара с 1975 года. Книга «Йога для детей» была впервые опубликована в 1995 году и теперь доступна на четырех языках. Они были приглашенными учителями на Весенней конвенции Ассоциации Йоги Айенгара (Великобритания) 2005 г. в Университете Брюнеля и после ужина в субботу вечером они дали эксклюзивное интервью о преподавании йоги детям.
Первый вопрос был о том, широко ли преподается йога детям в Индии, а Свати и Раджив начали с объяснения, что в Индии йога рассматривается не только как йогасаны; истории и практики йоги глубоко укоренились в индийской культуре и йогических терминах, такие понятия как Яма, Нияма, самадхи являются частью повседневного языка. Рассказы из Рамаяны и Махабхараты хорошо известны детям, и есть много аспектов обычной индийской жизни, которую можно было бы назвать «йогой». Кроме того, традиционно йоги пользуются большим уважением в Индии, чем люди, успешные в политике или бизнесе; Раджив объяснил, что успешные люди в обществе научились контролировать других, тогда как йог научился контролировать себя, и поэтому более высоко ценится. Итак, йога и осознанность в целом широко распространена в Индии, но асаны йоги систематически не преподаются в большинстве школ.
Несколько индийских университетов предлагают учёные степени по йоге, а некоторые школы предлагают йогу своим ученикам, но единственная система – существующая программа йоги, разработанная Чанчани под руководством Гуруджи. Во многом так же, как Великобритания состоит из разных «стран» (Уэльс, Шотландия и др.), Индия состоит из более чем 22 разных штатов, и условия образования сильно в них различаются. Есть английские средние школы и «государственные» школы, в которых используются местные языки, для бедных людей. Индийский совет по среднему образованию управляет элитными академическими школами. Эти школы очень видные и влиятельные, и события, которые происходят здесь, имеют тенденцию просачиваться и в остальную систему образования. Чанчани удалось убедить это правление включить в план обучения программу йоги, которую они подготовили под руководством Гуруджи. По этой программе может преподавать любой учитель йоги, используя «Свет йоги» в качестве ключевого текста и длительную практику йоги по системе Айенгара. Эта программа состоит из обучения асанам йоги, а также включает в себя эффекты различных поз, пользу йоги для здоровья, философию йоги и т. д. Очень надеемся, что эта инициатива получит развитие, привлечет внимание в школах к преподаванию йоги.
Свати и Раджив также получили диплом «Йога для школьников» от имени Мемориального Института йоги Айенгара имени Рамамани Айенгар. Это схема дипломов йоги для школьников аналогична награде герцога Эдинбургского в Великобритании; в возрасте 9 лет дети могут получить 1-й уровень в своем дипломе школьника, 2-й уровень в 11 лет и т. д. К 17 или 18 годам, они могут достичь 5-го уровня и как таковые будут квалифицированы для того, чтобы обучать детей вводным позам. Свати объяснил, что люди в этом возрасте на самом деле не обладают зрелостью, чтобы преподавать йогу взрослым, как бы много они ни практиковали. Эта квалификация позволяет им только учить детей. Раджив критически относился к школьной системе, поощряющей конкурентоспособность и чрезмерный акцент на конечном выигрыше через экзамены и квалификации. В эти дни в Индии и в Великобритании школьное образование направлено на то, чтобы научить детей функционировать в материальном мире и на самом деле не имеет большого духовного содержания. Они говорили о том, что людям нужен «моральный компас», чтобы найти свой путь во взрослую жизнь, а йога — идеальный образовательный инструмент для того, чтобы обеспечить это. Они мечтают о времени, когда йога станет интересной и неотъемлемой частью школьной программы, и в ней будут относиться с таким же уважением, как и к другим школьным предметам.
Мы спросили, в каком возрасте, по их мнению, дети должны начинать практиковать йогу. Нам сказали, что до 8 лет детям можно заниматься йогой, но нет смысла пытаться систематически учить их этому. Лучший способ побуждать детей заниматься йогой – личным примером; дети Чанчани постоянно были вовлечены в йогический образ жизни с момента рождения, они регулярно посещали занятия в Мемориальном институте йоги Айенгара имени Рамамани Айенгар (RIYMI) по мере взросления и теперь они – преданные практики. Мы уточнили, что в Великобритании дети часто бунтуют против образа жизни родителей, и на самом деле поощряются в этом самим обществом, которое ценит индивидуалистическую независимость и эго-проекцию как знак того, что вы являетесь «самим собой». В меньшей степени это относится к индийской культуре, хотя все меняется; все чаще агрессивность в бизнесе и индивидуализм, уверенность в себе ценится в обществе, и эти понятия противоречат практике йоги.
Тот факт, что йога гораздо глубже укоренилась в индийской культуре означает, что дети будут более восприимчивы к ее изучению. Однако даже в Индии важно, чтобы дети наслаждались занятиями йогой, и если этому учат в школе, то это не воспринимается как a 'sidey' (термин, который индийские школьники используют для обозначения что-то совсем неважное). Раджив указал что учитель йоги может превратить изучение йоги в «радость или яд». Главное – заинтересовать детей, а Свати и Раджив были пионерами целого ряда методов, которые помогают в этом (многие из которых описаны в их книге). Как заметила Свати, дети – это связки энергии, а это значит, что занятия с детьми должны быть быстро развивающимися, с большим разнообразием и небольшим повторением, и должны быть полны увлекательных занятий. Они описали одну идею для класса, в котором дети разделились на две команды и предлагали различные «викторины», такие как выполнение 2 асан, названных в честь птиц, или же решая, какую асану выполнить в случае простуды, а затем учесть время, как быстро они могли это сделать. Раджив также объяснил, что дисциплина может стать проблемой в детских классах и сказал нам, как он на 2 минуты исключил из практики непослушного ребенка, а затем попросил остальной класс повеселиться, делая Ширшасану и не позволяя этому ребенку смотреть. Или как он заставлял детей лежать неподвижно в Шавасане, рассказывая им историю и приговаривая: «Если кто-то шевельнется, история остановится».
Маленькие дети не способны спокойно размышлять так же, как и взрослые, но если их можно уговорить лежать спокойно какое-то время, затем они могут научиться ценить внутреннюю тишину, особенно после периода полового созревания. Маленькие дети не имеют когнитивного развития для оценки абстрактных идей, но их можно научить моральным принципам через использование сказок и басен.
У Чанчани очень сильная уверенность в том, что йога состоит из гораздо большего, чем практика асан и пранаямы и что это лучшее средство на пути к самореализации. Они утверждают, что преподавание йоги – самое ценное образование, которое может предлагаться детям. Долгий путь развития преподавания йоги для детей впереди, распространение в Индии, не говоря уже о Великобритании, но под руководством Гуруджи они сделали значительный вклад в преподавание йоги для детей.