Йога для школьников
Перевод публикации Гиты Айенгар "Yoga for School Children" (Йога для школьников) в журнале Iyengar Yoga News
Йога — это универсальная тема. Это наука и искусство для воспитания разума и развития решительной личности. Педагоги начали думать о введении йоги как предмета в школах. Однако йога — это обширный и многогранный предмет, и руководство школы не понимает, какой аспект йоги следует вводить в программу ученикам. Некоторым авторитетам известны только философские аспекты йоги, в то время как другие только осведомлены о разнообразных методах медитации. Есть некоторые учителя, которые думают, что йога просто подразумевает расслабление в Шавасане с закрытыми глазами. Власти опасаются, поскольку они приравнивают йогу к набору легких и ортодоксальных физических упражнений. Они задаются вопросом, почему нужно переходить на эти архаичные асаны йоги, когда доступно так много современных форм интенсивных физических нагрузок. Все эти сомнения происходят от незнания.
Асаны йоги следует вводить в школьную программу
Аспект йоги, который следует вводить в школах для детей от 6 до 16 лет — это асаны. Асана — это единственная часть йоги, которая может непосредственно преподаваться. Правильно переданные и отработанные, асаны обеспечат детям хорошее физическое и психическое здоровье и приведут к сбалансированному росту. Асаны хорошо подходят для детей, поскольку они в основном активны и общительны по своей природе. Детям нравится действие, движение и творчество, которое дают асаны. Таким образом, дети будут с готовностью принимать асаны. Кроме того, асаны безопасны и легко исправляются. Обращая внимание детей к асанам йоги на уровне средней школы, интерес к теме йоги будет создан в нужном возрасте. Позже, в старшей школе, когда эти дети будут более зрелыми, они могут заняться высшими аспектами йоги — теория, философия, пранаяма и т. д.
Роль учителя йоги
Роль учителя йоги имеет первостепенное значение, чтобы йога была успешно введена в школьную программу. Учитель должен вызывать у учеников интерес и пробуждать их желание учиться. Он должен вдохновлять и воодушевлять детей и быть бодрым в классе. Поэтому учитель йоги должен обладать физической ловкостью и умственной сообразительностью. Он должен сам хорошо разбираться в практике йоги. Он должен уметь выполнять асаны вместе с детьми, а не только требовать и приказывать им делать позы. Его субъективное участие имеет решающее значение, поскольку дети, по сути, учатся, видя и подражания. Их глаза быстро ловят движение, но пока они не любят долгие объяснения. В любом случае быстрые и ловкие движения не могут быть объяснены и должны быть переданы напрямую.
Учителю следует помнить, что у детей есть огромная сила защиты, чтобы не получить травму без труда. Дети немедленно останавливаются, если что-то пойдет не так во время выполнения асаны, сработает самозащитный интеллект, присущий этому возрасту. Они не непреклонны, как люди старшего возраста, но очень отважны.
Должна ли йога в школах быть обязательным предметом или предметом по выбору?
Ведутся споры о том, должна ли йога быть обязательной в школьной программе или предметом по выбору. Я преподавала йогу в школах, где предмет был обязательным, а также для групп учеников, которые добровольно решили заниматься йогой. Психология и психологические установки этих двух групп были совершенно разными.
Когда детей заставляли, они не любили заниматься. Они сопротивлялись, шалили и восставали. Из-за таких детей мне пришлось изменить свой подход к обучению. Я начала с обучения их простым асанам, упростила эти асаны, обучая их простым этапам. Например, в Уттхита Триконасане я просто просила их подпрыгнуть, развести ноги в стороны и захватить рукой боковую сторону ноги. Изначально дети не задумываясь исполняли такие мягкие и простые движения. Однако через некоторое время сами дети поняли, что эти движения-методы были не только безболезненными, но и эффективными. Затем я продемонстрировала что-то особенное или трудное, асану, которая бросается в глаза. Сразу же дети с усилием выполняли ее. Так был выработан интерес к предмету.
Детей, добровольно, с большим энтузиазмом решивших заниматься йогой, было много. Они стремились учиться и всегда хотели узнать что-то новое. Они приложили все усилия, чтобы попробовать трудное, сложное и продвинутые асаны. Они были внимательными учениками и делали неоднократные попытки со свежим взглядом.
Различное отношение детей к йоге
Более 20 лет я обучала йоге детей из разных социальных слоев. Здесь я хотела бы представить определенные наблюдения. Для этого я разделю школы на четыре категории:
а) школы для низких слоев населения: эти дети часто недоедали и обычно были честными. Эти бедные дети никогда не уклонялись от приложения "королевских" усилий. Они были проворны, хотя и выглядели хрупкими. Они были смелыми в своем подходе, и их чувство равновесия в таких позах, как Ширшасана, Бакасана и Ардхва Куккутасана было очень хорошо. Эти дети, безусловно, могут приобрести навыки в искусстве йоги, если бы они получали лучшее питание.
б) школы для средних слоев населения: эти дети в основном хорошие ученики, они подошли к предмету с энтузиазмом, прилагая все усилия для участия в занятиях. Когда они выполняли асаны, они проявляли упорство, зрелость, и стабильности, которой не хватало детям из низших слоев общества. Также они намного быстрее уловили тонкости и могли удерживать асаны более длительное время. Сомнения и вопросы, возникавшие у этой группы детей, были интеллектуальными.
в) школы для высших слоев населения: эти ученики часто были ленивы и продвигались медленно. Они были экстравертами и не любили йогу, поскольку в ней не было пышности и зрелищности. Это была очень трудная работа - изменить и культивировать их сознание. Эти дети были довольно непослушными, хотя в их школах была введена строгая дисциплина. Поэтому мне пришлось лепить и аккуратно формировать их, чтобы развить их чувствительность. Мне часто приходилось быть очень строгой и показывать мое превосходство, чтобы присмирить их. Дружественный подход не работал с этими детьми в отличие от двух других групп.
г) Сельские школы: в эти школах девочки очень стеснялись, а мальчики были смелыми. Эти девочки ходили в школу в длинных юбках и специальной одежды для йоги не было — это было ограничением. Я могла только научить их позам стоя — не было никаких поз сидя, которые можно было бы делать в этой одежде. Эта школа не могла предоставить отдельный зал для занятий йогой, и занятия проводились на открытом воздухе. Детям не хватало удобств, но все же они были полны энтузиазма, послушны и уважительны к своим учителям и старейшине. Они были честными, простыми и прямолинейными.
В каком возрасте детям следует начинать заниматься йогой?
Руководство школы и родители сомневаются относительно возраста, в котором дети должны начинать практику йоги. Подходит возраст от шести лет и старше, чтобы приступить к практике йоги. Дети в возрасте 5—6 лет могут делать асаны, но они слишком малы, чтобы заниматься йогой. Статичные позы не подходят этим детям, и они не в состоянии делать много динамичных движений. Эти маленькие дети очень гибкие и эластичные, но их гибкость, яркость и эластичность не должна облагаться налогом в этом нежном возрасте. Им не хватает мышечной силы и поэтому занятия йогой 25 или 35 минут для них слишком долго, маленькому ребенку следует разрешить игриво и небрежно учить несколько поз. Им должно быть позволено вырасти естественно, и дисциплина тоже не должна навязываться рано.
Учебный план
Программа должна быть полной и всеобъемлющей. Это должно быть руководящим принципом, на основе которого предъявляются основные требования — элементы и последовательность занятий йогой. Практика должна начинаться с простых асан и переходить к сложным асанам. Этим асанам нужно обучать должным образом, последовательно. Вначале следует научить детей стоять и сидеть правильно. Учитель должен уметь уловить основные дефекты осанки ребенка и предложить их исправление. Жесткая программа не дает цели, поскольку дети склонны терять интерес.
Часто возникает вопрос, какие асаны нужно преподавать в школах. К сожалению, большинство учителей йоги в школах ограничили свой курс несколькими основными асанами. К этим асанам относятся: Падмасана, Матсиасана, Дханурасана, Бхуджангасана, Ширшасана, Сарвангасана, Халасана и некоторые другие. Не следует ограничиваться несколькими асанами, обучая детей, которые быстро учатся. Ребенок легко может выучить от 30 до 40 асан в течение года, даже если отведено всего одно занятие йогой в неделю. Очевидно, если у детей есть два или более занятий йогой в неделю, им необходима программа с большим количеством асан. Детям нужно разнообразие и новинка. Практикуя различные асаны, дети могут испытать разные движения своего тела. Новизна необходима, чтобы удержать интерес к предмету. Повторяя позы в каждом классе, детям будет скучно. Хотя асаны древние, учитель должен проявлять новаторский подход, чтобы поддерживать интерес детей. Если учитель пытается совершенствовать одну асану перед тем, как вводить новые асаны, прогресса не будет.
Необходимо учить важным асанам и повторять их на каждом занятии, есть другие, которым обучают время от времени. Кроме того, совершенство некоторых асан зависит от исполнения нескольких других асан. Например, если группа детей затрудняется выполнять Падмасану им необходимо практиковать несколько подготовительных поз к Падмасане, например: Гомукхасана, Варасана, Эка Пада Бакасана, Ардхва Падоттанасана, Уттхита хаста Падангуштхасана, Ардха Падмасана и т. д. Аналогично, чтобы улучшить Халасану, цикл Пасчимоттанасаны — Халасану следует практиковать регулярно.
Учителя йоги иногда опасаются обучать детей некоторым асанам. Например, некоторые учителя боятся учить Упавиштха Конасане, хотя детям довольно легко сделать эту позу. К сожалению, некоторые учителя сами не практикуют широкий спектр асан. Они налагают ограничения на детей, поскольку они оценивают способности учеников по собственному усмотрению, в соответствии со своими ограниченными возможностями.
Некоторые учителя боятся учить детей Ширшасане. Эти опасения безосновательны. Ширшасана снимает усталость и омолаживает мозг. Ученики должны практиковать Ширшасану регулярно, так как им нужно много учиться. В течение периода подготовки к экзаменам детям следует практиковать несколько перевернутых асан, такие как Ширшасана, Сарвангасана, Халасана, Сету Бандха Сарвангасана, Випарита Карани и т. д., тогда они снимают переутомление, а также физическое и умственное перенапряжение. В нашем институте дети, которые готовятся к экзаменам, регулярно выполняют эти стимулирующие и расслабляющие асаны. Они также практикуют боковые скручивания позвоночника, чтобы убрать боли в спине и шее. Они также делают Шанмукха Мудра, чтобы расслабить глаза.
Асаны, которым можно научить детей
Последовательность асан должна быть тщательно проработана, чтобы помочь исправить анатомическое положение и физиологическое функционирование. Группы асан, которые можно преподавать детям:
- асаны стоя, такие как Уттхита Триконасана
- асаны сидя, такие как Вирасана
- асаны с наклоном вперед, такие как Пасчимоттанасана
- перевернутые асаны, такие как Ширшасана
- асаны на спине, такие как Матсиасана
- асаны лежа на животе, такие как Шалабхасана
- асаны с боковым скручиванием, такие как Бхарадваджасана
- асаны с прогибом, такие как Урдхва Дханурасана
- асаны с балансом на руках, такие как Бхуджапидасана
- асаны с движением ног, такие как Супта Падангуштхасана
- узловые асаны, такие как Йоганидрасана
Статические и динамические асаны для детей
Если дети учат слишком много статических асан, они скучают и отвлекаются. Поэтому учитель должен тщательно сочетать статические движения с динамическими и быстрыми движениями. Эти динамические движения активируют неиспользуемые суставы и мышцы, приводящие к гибкости и жесткости тела. Это подготавливает детей к асанам, которые они не могут сделать легко. Динамичные и стремительные движения положительно влияют и на ум. Они уничтожают вялость, снимают комплексы страха, мешающие свободному движению. Они ломают психическую ригидность и придают смелости детям. Дети могут достигать новых движений при выполнении статических асан в сочетании с динамическими движениями. Быстрые движения проводят своего рода «промывание мозгов» и освежают детей. Последовательности асан, которым можно научить детей
- а) Цикл Сурья-на-Маскар (обычно называемый прыжки). К ним относятся следующие асаны в серии: Урдхва Хастасана, Уттанасана, Адхо Мукха Шванасана, Урдхва Мукха Шванасана, Чатуранга Дандасана и возвращение обратно аналогичным образом. Эти позы можно практиковать в различных вариациях и комбинациях, дающих новые узоры.
- б) Все позы стоя можно выполнять без разрыва, не возвращаясь каждый раз в Самастхити (Тадасана).
- в) Можно практиковать все позы стоя последовательно в правую сторону и закончить Самастхити, потом выполнять позы стоя в левую сторону.
- г) Учитель может смешивать асаны, то есть Уттхита Триконасана, Ардха Чандрасана, Вирабхадрасана, Паривритта Паршваконасанс, Уттхита Триконасана, Паршва Уттанасана, Урдхва Прасарита Экападасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана. Все это можно сделать в последовательности без перерыва. Этот же цикл можно повторить в другую сторону. Можно снова сделать несколько перестановок и комбинаций.
- д) Объедините две или более асаны и выполните эту последовательность повторений, то есть Паршвоттанасана, Урдхва Прасарита Экападасана.
- е) Цикл Навасаны, Халасаны и каждого движения вперед можно смешивать.
- ж) Каждая поза с наклоном вперед и каждая из поз стоя может сочетаться с прыжками.
- з) Все позы с наклоном вперед можно выполнять последовательно в правую сторону, а затем в левую.
- и) Комбинирование каждой позы наклона вперед с позы бокового скручивания.
- к) Каждую позу с наклоном вперед можно комбинировать с поза с прогибом, такие как Урдхва Дханурасана или Уштрасана.
- л) Сформируйте цепочку из одной из асан с наклоном вперед и одной из асан с прогибом.
- м) Продвинутые и сложные позы, такие как Бакасана или Йоганидрасана можно изучать поэтапно, вводя каждое продвинутое движение или действие, связанное с выполнением этой конкретной позы отдельно.
Учитель может и должен добавить несколько разных вариантов и комбинации к вышеупомянутым примерам. Тем самым детям понравится разнообразие, а также они получат много преимуществ.
Советы по обучению детей
- а) Сложные и продвинутые асаны также могут преподаваться с помощью стены, то есть, Ширшасана, Урдхва Дханурасана, Капотасана и т. д. Поддержка стены придает детям смелость и помогает им целенаправленно развивать чувство равновесия, и они защищены от ошибок или травмы этим методом.
- б) Иногда детей можно оставить на некоторое время в первой позе. Это развивает их выносливость.
- в) Учитель может акцентировать внимание на изящных движениях, входя в асаны, оставаясь в асанах и грациозно выходя из асан.
- г) Иногда учитель должен заставить детей осознавать дыхание при выполнении асан.
- д) Учитель также может выявить связь между техникой асаны и эффектом асаны. Если учеников учат таким образом, они развивают грацию, мастерство, свободу, отвагу, быстроту, устойчивость, чувство баланса, ловкости, гибкости, остроты, физического и умственного контроля. Введение теории йоги в школьную программу
Школьникам не нравятся формальные занятия по теории йоги, которая суха. Они понимают и ценят практическую пользу асан. Они будут внимательны, если учитель упоминает о важности асан йоги во время обучения асанам. В классе асан детей надо учить анатомии, физиологии и тому, как асаны помогают сохранить здоровье тела и разума. Детям очень нравится слушать значения и методологические исследования, лежащие в основе названий асан. Они также любят громко повторять названия асан.
Теория формальной йоги может быть введена на уровне старшей школы. Однако отдельный теоретический класс не требуется для этой цели, поскольку это было бы ненужной нагрузкой на детей. Вместо этого, время от времени учитель должен рассказать ученикам теорию йоги.
На этих беседах можно информировать учеников по темам
- Концепция йоги
- Определение йоги простыми словами
- Концепция Аштанга йоги
- Введение в Бахиранга Садхану, которое развивает альтруистические взгляды
- Понятие морали следует ввести при помощи регулярных молитв, хорошего поведения, формирования характера, осведомленности о физическом и психическом здоровье и т. д.
- Роль асан в улучшении здоровья, характера, концентрации, интеллекта и т. д.
- Название асаны, ее значение, произношение, польза, цель и эффект
- Следует поддерживать интерес, показывая слайды, фильмы, видеокассеты с привлекательными и продвинутыми асанами с беседой о пользе упражнений йоги
- Демонстрация асан вживую в сопровождении простых разговоров эффективно мотивируют детей.
Некоторые учителя йоги переходят к более сложным аспектам — Йога-сутры Патанджали вместо простых объяснений и информации. Они пытаются научить детей сложным концепциям, таким как крийя-йога и самадхи. Эта своего рода идеалистическая теория не подходит в детстве, дети не могут связать такие абстрактные концепции со своей повседневной жизнью и личным опытом.
Об обучении детей яме и нияме
Этические принципы ямы и ниямы очень важны для детей, но их нельзя физически привить или напрямую выучить. Моральные принципы должны быть объяснены и детей следует поощрять, а не заставлять следовать им.
Пранаяма не для детей
Пранаяма не соответствует природе детей и нужно предостеречь учителей йоги от обучения этому детей.
Пранаяма должна практиковаться с пристальным вниманием. Невозможно успокоить двоих детей когда они собираются вместе. Массовая психология детей такова, что когда они вместе, они не могут быть серьезными и их нельзя контролировать. Пранаяма требует пристального серьезного внимания и наблюдательности, тогда как дети по натуре игривые, озорные и беспокойные.
Есть и практические проблемы в обучении детей пранаяме. Дети не могут держать глаза закрытыми слишком долго. Если их просят сделать это, они взорвутся смехом. Если во время обучения учитель указывает на некоторые анатомические детали: дети смеются и озорничают. Если вы попросите детей сесть спокойно, у них опускается позвоночник.
Однако дети могут активировать позвоночник лучше, чем взрослые во время занятий асанами. Если вы попросите детей дышат осознанно, они двигают грудью и животом динамически и механически.
К тому же пранаяма — это монотонная и неразумная работа для детей. Она не дает выхода их творчеству. Они не находят в этом ничего выразительного или впечатляющего.
Они также не находят немедленных результатов или какого-либо ощущения достижения в практике пранаямы. Дети преждевременно взрослеют, если их учат пранаяме. Бхастрика пранаяма опасна для детей, так как они могут повредить нежные кровеносные сосуды и клетки мозга. Поэтому детей не следует обучать пранаяма.
Как следует готовить детей к пранаяме?
Дети старшего возраста должны знать о дыхании во время выполнения асаны, это достаточная подготовка для детей. Их можно научить отдыхать с поднятой и хорошо раскрытой грудной клеткой, если они устают во время выполнения динамических асан. Они восстанавливаются быстро и узнают на практике важность правильного дыхания. Поскольку асаны очищают внутреннее тело, их можно использовать для подготовки детей к пранаяме, не касаясь непосредственно процесса пранаямы.
Шаткрии не для детей
Среди учителей йоги ведутся споры о том, стоит ли школьников учить Шаткриям. Хатха Йога Прадипика ясно утверждает, что Шаткрии предназначены не для всех, только для тех, у кого жидкости в организме полностью испорчены — больных людей. Кроме того, эти крийи формируют привычку. Если человек обычно выполняет эти крийи, у него проблемы с выполнением рутинных движений, таких как опорожнение кишечника или даже легкое дыхание, если человек не делает крийи. Поэтому не рекомендуется знакомить школьников с Шаткриями. Еще одна причина, по которой детям следует избегать Шаткрий в том, что могут быть проблемы с гигиеной, т. е. грязные нитки, грязная вода и т. д.
Достаточно научить детей чистить зубы, чистить язык, полоскать горло, продувать немного ноздри, регулярно опорожнять кишечник, купаться и взращивать хорошие привычки. Кроме того, если дети регулярно занимаются практикой асан йоги, их физиологические функции, такие как пищеварение, выделение и т. д. непременно улучшатся.
Бандхи не для детей
Детей нельзя учить Уддияне и другим бандхам, поскольку дети осознают свою нижнюю часть живота и репродуктивные органы, выполняя эти бандхи. Эти органы в детстве функционально бездействуют. Если дети практикуют эти бандхи, их физиология начнет функционировать до периода полового созревания. В результате преждевременные семенные выделения у мальчиков или менструация у девочек могут возникать в период, когда дети все еще психически незрелы. Если дети созревают физиологически неправильно, это наносит вред здоровью. Таким образом, детей не следует учить бандхам.
Резюме и заключение
Первоначально детей следует обучать асанам через динамичные и умелые движения. Это развивает ловкость, поэтому
Динамические движения улучшают обмен веществ и здоровье тела и поэтому они помогают создавать стхити. От стхити в преподавании нужно двигаться к чувству уравновешенности, баланса, равновесия и стабильности. Это равновесие — результат концентрации, которая проистекает из устойчивости тела. Достигнув уравновешенности, обучение должно вести ребенка к состоянию тишины и покоя.
Детей нужно научить искусно выполнять асаны без лишних напряжений и перекосов. Ребенок достигает состояния легкости в асанах, когда достигается баланс между вытяжением и расслаблением. В Сахаджавастха усилия прекращаются. Наконец, этот процесс приводит к состоянию спокойствия, тишины и недвойственности. Это очень важно для ребенка, чтобы столкнуться с проблемным подростковым периодом. Для этого подготовка должна начинаться с возраста семи лет. Путешествие из детства к взрослому состоянию, от маневренности до недвойственного состояния — это прогрессивное путешествие, результат, которого ребенок может достичь, практикуя третье звено Аншанга йоги.