Названия поз в йоге
В книге Б.К.С. Айенгара "Йоги Дипика" можно найти описание большого количества асан с названиями на санскрите. Санскритские корни, используемые в каждой позе, были переведены Айенгаром на английский язык, затем эту книгу перевели на русский. Изучение корней названий поз йоги и философских терминов прояснит значение понятий, названных на древнем языке, и углубит понимание названий поз и практики в целом. Например, коренное слово āsana, которое мы обычно переводим как поза, - это ās, что означает присутствовать, сидеть тихо, продолжать делать что угодно без перерыва. Разве это не объясняет немного больше то, что вы делаете на коврике?
Без понимания санскрита значение поз и философских терминов может быть искажено и изменено в переводе на другие языки. Например, слово дхарма на санскрите происходит от корня слова dhir, что означает «удерживать». Таким образом, дхарма буквально означает то, что держится, твердое, в совокупности удерживаемое универсальным законом. Вы узнаете кое-что новое о своем родном русском языке, если будете знать некоторые названия на санскрите. Санскрит и русский язык являются родственными. Вот почему некоторые санскритские слова, которые вы уже знаете, могут предложить новое понимание русского языка!
В этой статье представлены санскритские корни поз в йоге согласно книге Б.К.С. Айенгара "Йога Дипика", разделенные на тематические группы. В названии асан, описанных в книге Айенгара, встречаются числительные, названия частей тела, положения тела или его частей в пространстве, названия растений и животных, имена героев индийского эпоса. Рассмотрим по отдельности все эти группы.
1. Числительные:
- Эка – один (Эка Пада Ширшасана, Эка Пада Сарвангасана).
- Дви – два (Дви Пада Ширшасана, Дви Пада Каундиниасана).
- Три – три (Уттхита Триконасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасана).
- Чатур – четыре (Чатуранга Дандасана).
- Панча – пять.
- Шат – шесть.
- Сапта – семь.
- Ашта – восемь (Аштавакрасана).
- Нава – девять.
- Даша – десять.
2. Части тела:
- Ангуштха – большой палец ноги (Супта Падангуштхасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана).
- Бхуджа – рука, плечо (Бхуджангасана I, II).
- Ганда – щека, сторона лица (включая висок) (Ганда Бхерундасана).
- Джану – колено (Джану Ширшасана, Паривритта Джану Ширшасана).
- Джатхара – живот, желудок (Джатхара Паривартанасана).
- Карна – ухо (Карнапидасана, Акарна Дханурасана).
- Мукха – лицо, рот (Гомухасана, Урдхва Мукха Шванасана).
- Пада – стопа, нога (Падангуштхасана, Падахастасана).
- Паршва – край, бок; боковой (Паршва Ширшасана, Паршваика Пада Ширшасана).
- Хаста – кисть руки (Баддха Хаста Ширшасана).
- Ширша – голова (Ширшасана).
3. Названия части, целого, геометрические фигуры:
- Анга – тело, часть его, один из членов; составная часть (Нираламба Сарвангасана I, II).
- Ардха – половина (Ардха Чандрасана, Ардха Матсиендрасана).
- Кона – угол (Упавиштха Конасана, Самаконасана).
- Мандала – круг; также означает собрание, раздел «Ригведы» (Мандаласана).
- Парипурна – цельный, полный (Парипурна Матсиендрасана).
- Пурна – полный (Парипурна Навасана).
- Сарва – весь, целиком (Саламба Сарвангасана I, II).
4. Положение в пространстве:
- Адхо – вниз (Адхо Мукха Шванасана, Адхо Мукха Врикшасана).
- Випарита – обратный, перевернутый (Випарита Шалабхасана, Дви Пада Випарита Дандасана).
- Паривартана – поворачиваемый, разворачиваемый (Джатхара Паривартанасана).
- Паривритта – повёрнутый, развернутый (Правритта Триконасана, Паривритта Паршваконасана).
- Пашчима – запад; задняя часть тела с головы до пят (Пашчимоттанасана).
- Пурва – восток; передняя сторона тела (Пурвоттанасана).
- Сама – тот же самый, такой же, ровный, прямой (Самаконасана).
- Супта – спящий (Супта Вирасана, Супта Падангуштхасана).
- Упавиштха – сидя (Упавиштха Конасана).
- Урдхва – поднятый, направленный кверху, вверх (Урдхва Мукха Шванасана, Урдхва Дханурасана).
5. Действия с телом:
- Баддха – связанный, пойманный, удерживаемый, закрепленный. (Баддха Конасана, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасана).
- Лола – дрожащий, раскачивающийся как маятник, болтающийся (Лоласана).
- Нираламба – без опоры (Нираламба Сарвангасана).
- Пида – боль, страдание, давление (Карнапидасана, Бхуджапидасана).
- Прасарита – расправленный, растянутый (Прасарита Падоттанасана, Урдхва Прасарита Падасана).
- Саламба – с опорой (Саламба Сарвангасана).
- Стхити – стабильность (Самастхити).
- Утката – мощный, яростный (Уткатасана).
- Уттана – интенсивное вытяжение (Уттанасана, Уттана Майюрасана).
- Уттхита – поднятый, расширенный, вытянутый (Уттхита Триконасана, Уттхита Паршваконасана).
6. Предметы:
- Ваджра – удар молнии; молния — оружие Индры (Ваджрасана, Супта Ваджрасана).
- Данда – посох (Йогадандасана, Дви Пада Випарита Дандасана).
- Дхану – лук (для стрельбы) (Дханурасана, Падангуштха Дханурасана).
- Мала – гирлянда, венок (Маласана I, II).
- Нава – лодка (Парипурна Навасана). Парвата – гора (Парватасана).
- Парианка – кровать, кушетка, диван (Парианкасана).
- Паригха – деревянный или железный брус — засов для ворот (Паригхасана).
- Паша – узы, ловушка, петля (Пашасана).
- Сету – мост (Сету Бандха Сарвангасана, Эка Пада Сету Бандха Сарвангасана).
- Тада – гора (Тадасана).
- Тола – весы (Толасана).
- Хала – плуг (Халасана).
- Чакра – колесо, плуг (Чакрасана, Чакра Бандхасана). Считается, что энергия (прана) течет в человеческом теле по трем главным каналам (нади): Сушумна, Пингала и Ида. Сушумна расположена внутри позвоночного столба, Пингала начинается с правой ноздри, а Ида — с левой ноздри, затем они поднимаются к темени, а оттуда опускаются к основанию позвоночника. Эти два нади пересекаются друг с другом, а также с Сушумной. Эти соединения нади называют чакрами — маховиками, регулирующими механизм тела. Наиболее важные чакры: (1) Муладхара (мула — корень, источник; адхара — опора, жизненно важная часть) расположена в области таза над анусом; (2) Свадхиштхана (сва — жизненная сила, душа; адхиштхана — обитель, вместилище) находится над детородными органами; (3) Манипурака (манипура — пупок) расположена в пупке; (4) Манас — ум и (5) Сурья (солнце) расположены между пупком и сердцем; (6) Анахата (небьющийся) расположена в области сердца; (7) Вишуддха (чистый) — в области гортани; (8) Аджна (приказ) — между бровями; (9) Сахасрара (тысяча) — так называется тысячелепестковый лотос в мозговой полости; (10) Лалата (лоб) находится в верхней части лба.
- Чандра – луна (Ардха Чандрасана).
7. Животные:
- Бака – журавль, болотная птица (Бакасана).
- Бхека, мандука – лягушка (Бхекасана).
- Бхуджанга – змея (Бхуджангасана).
- Ватаяна – лошадь (Ватаянасана).
- Вришчика – скорпион (Вричикасана).
- Гаруда – орёл (Гарудасана).
- Го – корова (Гомукхасана).
- Капинджала – мифическая птица, пьющая, как считают, только росу (Капинджаласана).
- Капота – горлица, голубь (Капотасана, Эка Пада Раджа Капотасана).
- Краунча – птица вроде цапли, название горы (Краунчасана).
- Курма – черепаха (Курмасана).
- Макара, накра – крокодил (Макарасана).
- Матсья – рыба (Матсиасана).
- Майюра – павлин (Майюрасана).
- Пинча – перо (Пинча Маюрасана).
- Симха – лев (Симхасана).
- Уштра – верблюд (Уштрасана).
- Хамса – лебедь (Хамсасана, Ардха Хамсасана).
- Чакора – разновидность куропатки, питающаяся солнечными лучами (Чакорасана).
- Шалабха – саранча (Шалабхасана).
- Швана – собака (Адхо Мукха Шванасана).
8. Растения:
- Врикша – дерево (Врикшасана, Адхо Мукха Врикшасана).
- Канда – луковица, узел (Кандасана).
- Падма – лотос (Падмасана, Урдхва Падмасана).
9. Человеческие состояния:
- Буддхи – интеллект, рассудок, различение, суждение (Буддхасана).
- Бхайрава – страшный, ужасный; один из обликов Шивы (Кала Бхайравасана).
- Бхерунда – страшный, ужасный; также название вида птиц (Ганда Бхерундасана).
- Вира – герой (Вирасана, Виранчиасана I, II).
- Гарбха – чрево, утроба (Гарбха Пиндасана).
- Маха – великий, могучий, величественный, благородный (Маха Мудра).
- Нидра – сон (Йога-нидра).
- Пинда – зародыш (Гарбха Пиндасана).
- Раджа – царь, правитель (Раджа Капотасана, Эка Пада Раджакапотасана).
- Сиддха – мудрец, провидец, пророк; также полубожественное существо великой чистоты и святости (Сиддхасана).
- Сукха – cчастье, наслаждение, радость, удовольствие, комфорт (Сукхасана).
- Шава, мрита – труп, мертвец (Шавасана, Мритасана).
10. Имена героев индийского эпоса:
- Ананта – одно из имён Вишну, который возлежит на змее Шеша (Анантасана).
- Аштавакра – человек, чье тело искривлено в восьми местах; имя мудреца, который появился на свет уродом, но стал, несмотря на то, духовным воспитателем Джанаки, митильского царя (Аштавакрасана).
- Бхарадваджа – легендарный мудрец, отец Дроны (Бхараваджасана I, II).
- Вамадева – одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (Вамадевасана I, II).
- Васиштха – знаменитый мудрец, автор нескольких гимнов «Ригведы» (Васиштхасана).
- Вирабхадра – могучий герой, созданный из косматых волос Шивы (Врабхадрасана I, II, III).
- Вишвамитра – легендарный мудрец родившийся кшатрием и ставший брахманом благодаря аскезе (Вишвамитрасана).
- Галава – мудрец, ученик Вишвамитры (Галавасана, Эка Пада Галавасана).
- Горакша – имя великого мастера хатха-йоги, переводится как пастух (Горокшасана).
- Кала Бхайрава – одно из имён Шивы (Кала Бхайравасана – баланс с ногой за головой, как в Вишвамитрасане).
- Каундинья – мудрец из рода Васиштхи (Эка Пада Каундиниасана, Дви Пада Каундиниасана).
- Кашьяпа – легендарный мудрец, супруг Адити и Дити, сын Маричи, один из богов — прародителей всего живого (Кашьяпасана).
- Маричи – имя одного из сыновей Брахмы, он был мудрецом и отцом Кашьяпы (Маричасана I, II, III, IV).
- Матсиендра – один из основателей хатха-йоги (Ардха Матсиедрасана I, II, III, Парипурна Матсиендрасана).
- Натараджа – имя Шивы, Бога танца (Натараджасана).
- Ручика – мудрец, дед Парашурамы (Ручикасана).
- Сканда – одно из имен Бога войны Картикеи, сына Шивы (Скандасана).
- Тривикрама – пятое воплощение Вишну, тремя шагами (крама) перешагнувшего через всю землю, рай и ад (Супта Тривикрамасана).
- Хануман – могущественный вождь обезьян, необычайно сильный и ловкий, чьи подвиги воспеты в эпосе «Рамаяна», cын Анджаны и Бога ветра Ваю (Хануманасана).
11. Понятия, используемые в названиях Пранаямы:
- Анулома – нормальный, правильный, в естественном порядке.
- Бандха – узы, оковы, поза, при которой происходит сокращение и управление какими-либо органами или частями тела.
- Бхастрика – кузнечный мех, тип пранаямы с энергичными вдохами и выдохами, напоминающими работу кузнечных мехов.
- Бхати – поклонение, обожание.
- Бхедана – прокалывание, проникание, пронизывание.
- Бхрамари – тип пранаямы, при котором выдох сопровождается мягким жужжащим звуком, напоминающим гудение мух.
- Вилома – против шерсти (ви – против, лома – волос, шерсть), против естественного хода вещей.
- Джайя – победа, завоевание, также означает контроль, овладение.
- Ида – нади, канал, по которому течет энергия. Начинается в левой ноздре, оттуда идет к темени, от темени спускается к основанию позвоночника. Называется также Чандра нади, т.е. каналом лунной энергии, поскольку она передается по нему.
- Капала – череп.
- Кумбхака – промежуток времени или задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха.
- Мудра – печать; запечатывающая поза.
- Мула – корень. основание. Нади – энергетические каналы.
- Наули – волна.
- Нети – трубчатый орган тонкого тела, по которому течет энергия. Он состоит из трех слоев, покрывающих друг друга, как изоляция электропровода. Внутренний слой называется сира, средний — дамани, наружный — нади (как и весь орган в целом).
- Пингала – нади, или энергетический канал; начинается от правой ноздри, оттуда идет к темени, а затем вниз, к основанию позвоночника. Так как по нему движется солнечная энергия, он называется также Сурья нади. Пингала значит «рыжеватый», «красноватый».
- Пурака – вдох (наполнение).
- Речака – выдох (опустошение легких).
- Сурья – солнце.
- Сушумна - главный канал, расположенный внутри позвоночного столба.
- Уддияна – узы или оковы. Здесь диафрагма высоко поднимается в грудной полости, а брюшные органы втягиваются назад, к позвоночнику. Уддияна андха побуждает великую птицу Прану (жизнь) взлететь вверх по Сушумна нади.
- Чандра – луна.
- Шодхана – очищение, чистка.