Преподавание йоги: прогресс в изучении этого искусства
Перевод раздела из тома 3 работы «Аштадала-йогамала» Б.К.С. Айенгара
В Йога Сутрах Патанджали говорится о четырех типах учеников: слабых (mrdu), средних (madhyama), сильных (adhimatra) и очень сильных (tivtra). В Шива Самхите выделяются так же четыре ступени пранаямы, которые соответствуют уровню развитости учеников. Они называются arambha (начальная ступень), ghata (намеренное усилие), paricaya (сокровенное знание) и nispatti (достижение совершенства).
Я хотел бы связать и сравнить эти четыре ступени из Йога Сутр и Хатха-йога Прадипики с четырьмя типами учителей. Таким образом, эта классификация может быть применена как к ученикам, так и к учителям.
На санскрите учитель называется adhyapaka (адхъяпака), студенты – adhyayi (адхъяйя), а процесс обучения – adhyayana (адхъяна).
*****
Учителя могут быть четырех типов в зависимости от их способностей и моральных качеств: слабые, средние, сильные и продвинутые. Когда знаний и понимания практики йоги недостаточно, очевидно, что такой учитель будет называться слабым. Соответственно, студенты такого преподавателя – это новички.
Стандарты для учителей могут отличаться в зависимости от уровня их развитости. Например, учитель на начальной стадии может объяснять асаны на грубом уровне, то есть с помощью движений мышц и суставов. Учитель среднего уровня может продвинуться немного дальше и объяснять асаны с помощью когнитивных функций мозга. Его студенты уже начинают осознавать внутренние движения и понимать, как поправить свою позу самостоятельно. Сильный учитель может обращать учеников к таким аспектам, как интеллект и осознанность. Его ученики начинают чувствовать внутренние связи и взаимозависимости. Продвинутый или очень сильный учитель помогает студентам расширить свое сознание и научиться контролировать колебания ума. Однако, я бы добавил еще одну ступень, на которой ученик сам достигает своего внутреннего «Я». Это citta prasadanam (читта прашаданам) и atma prasadanam (атма прашаданам).
Эти стандарты справедливы не только для тех, у кого есть склонности к преподаванию и природный потенциал, но также и для тех, кому нужно немало потрудиться, чтобы приобрести навыки преподавания.
*****
На начальном уровне понимание йоги и глубина знаний очень небольшие. Поэтому старшие учителя обязаны помогать начинающим учителям, чтобы те постепенно приобретали все больше знаний, необходимых для перехода на следующий уровень.
Часто случается, что человек хорошо демонстрирует позы, но совсем не умеет передавать знания. Поэтому у преподавателей должны быть глаза орла. Они должны видеть как грубые, так и едва различимые движения, модуляции, модификации и вибрации. Они должны наблюдать и освещать осознанностью каждый участок – от пальцев стоп до макушки головы, от макушки до пальцев стоп, от кожи к душе и от души к коже. Если начинающий и продвинутый учитель выполняет и преподает Тадасану одинаково, то какая тогда между ними разница? Их инструкции должны показывать развитие в понимании асан и возрастающую глубину проникновения.
Начинающим учителям позволительно давать небольшое количество инструкций, потому что они только начинают свое восхождение. Но от уровня Senior ожидается гораздо больше. На более высоких ступенях инструкции должны быть глубже и ярче. Вот почему существует градация уровней преподавания.
Учителя должны постепенно переходить с одного уровня на другой вместе с развитием их личной практики и практики преподавания.
НАБЛЮДАЙТЕ, ПЕРЕДЕЛЫВАЙТЕ И УЧИТЕСЬ ЗАНОВО
Старшие преподаватели (Senior) должны следить, чтобы выполнялись сначала базовые инструкции. Только потом они могут идти к усложнению. Их указания должны приводить к правильным корректировкам в теле, не искажая его анатомическую структуру. Такое корректирование асаны имеет важное значение на продвинутых уровнях, поскольку внимание должно быть сосредоточено на выравнивании. Сначала выравниваются физические части тела, а затем происходит выравнивание внешнего физического тела с ментальным и интеллектуальным телами.
Начинающий преподаватель должен прилагать много усилий, наблюдать, видеть ошибки и учиться заново. Когда он ведет урок, он должен внимательно следить за каждым учеником, который к нему приходит. И только когда он отработает навык наблюдения за людьми и повторения правильных инструкций, его учение станет эффективным. Учителя могут приобретать знания посредством чтения книг. Но они обязаны изучать, анализировать, проверять и перепроверять на своей личной практике то, что прочитали. Они должны приобрести свой личный опыт и прочувствовать все на себе, прежде чем помогать студентам устранять недостатки в теле.
Сегодня старшие учителя хотят вести ускоренные преподавательские курсы, но они забывают, что опыт не накапливается так быстро. Старшему учителю нужно самому долго работать, чтобы достичь истинного понимания. Так как же он может учить кого-то быть преподавателем в ускоренном темпе? Знания не приходят мгновенно, и старшие преподаватели должны это объяснять начинающим учителям. К сожалению, преподавательские курсы часто направлены на получение прибыли, а не на обогащение знаний учеников.
СОБИРАЙТЕСЬ ВМЕСТЕ
Учителя должны собираться вместе и изучать каждую асану и положение тела в этой асане.
Это дает шанс понаблюдать друг за другом, посмотреть на разницу в структурах тела и сделать разные корректировки. Учителя начинают понимать проблемы и ошибки друг друга.
Это позволяет им развивать искусство наблюдения и корректирования. Так они помогают друг другу прогрессировать в преподавании.
Сделайте Тадасану. Понаблюдайте за толщиной и длиной мышц, симметричностью их расположения, их текстурой. Почувствуйте ровность или шероховатость тканей, где они выпячиваются вперед, а где присутствуют пустоты и эрозия. Посмотрите на цвет и сияние кожи и глаз.
Понаблюдайте за структурой костей, их расположением, за формой и симметричностью суставов. Сравните длину рук и боковых частей корпуса. Определите центральную ось тела: начните от точки между бровями, пройдите через кончик носа, центр грудины, пупок, лобок, внутренние бедра, внутренние края коленей и лодыжек. Эти точки должны выстраиваться в одну прямую линию. Как выстраиваются все остальные части тела относительно центральной оси? Они должны быть на одной параллели.
Глаза учителя должны видеть все это, чтобы развить и улучшить чувство ровности. Это позволяет ему быстро обнаруживать недостатки.
*****
Сравнение двух людей также дает глубину в понимании, как надо делать правильно. Учителя начинают понимать, что правильно, а что – нет. Посмотрите на своих учеников: стоят ли они на центрах стоп, раскрывают ли задние части коленей равномерно, поднимают ли края грудины равномерно справа и слева, одинаково ли разворачивают плечи изнутри наружу. Все это видимые пункты, которые можно наблюдать в структуре тела.
Изучая структуру тела, учитель начинает видеть физиологическое тело – органы и нервы. Проникая глубже в свое собственное тело во время выполнения асан и пранаямы, он развивает способность видеть глубокие слои в своих учениках.
Также можно многое узнать, наблюдая за походкой человека. Часто одна лопатка двигается, а вторая нет. Одно плечо идет вверх, а второе не поднимается. Наблюдайте и пытайтесь понять, почему один человек двигается так, а другой – иначе. И затем учитель должен на себе сымитировать эту ситуацию и разобраться, какие мышцы жесткие и зажатые, а какие свободны. Так учитель должен учиться у своих студентов. Он должен схватывать как хорошие, так и плохие движения каждого студента, разбираться с ними на собственном теле и улучшать таким образом искусство преподавания. Наблюдайте, как человек сгибает локти. Он может сгибать один локоть лучше, чем другой. Если вы будете внимательны, вы сможете понять, какие мышцы работают, а какие нет.
Так вы должны искать ключи. Смотрите и анализируйте. Когда я говорю вам держать глаза открытыми, я имею в ваши интеллектуальные глаза.
*****
Преподаватель учится корректировать других, просто наблюдая за тем, как они стоят. Поэтому так важно выполнять Тадасану перед другими асанами. Тадасана является индикатором, как ученик выполняет другие позы. Если человек зажимает или искажает какие-то мышцы в Тадасане, он будет делать это и в остальных асанах.
Вот как я понимаю процесс познания на старших уровнях. Учитель должен изучать, исследовать, анализировать, как расположены разные части тела друг относительно друга. Преподавание – это тоже процесс самоизучения. Постарайтесь почувствовать, в каких частях энергия протекает свободно, а где она заблокирована из-за излишнего напряжения. Если учитель не обращает внимание на эти вещи, тогда какая разница между учителем уровня Introductory и учителем с сертификатом Senior? Учитель не должен претендовать на повышение уровня сертификата только потому, что он преподает какое-то количество лет. Если демонстрация асан и инструкции начинающего и продвинутого учителя одинаковы или одинакова глубина понимания, то какая речь может идти о переходе с одного уровня на другой? Учителя на высших уровнях должны показывать лучшие навыки наблюдения, глубину в представлении асан и зрелость в объяснении.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Преподаватель, когда он практикует, должен взаимодействовать с самим собой. Он должен взаимодействовать со своим телом, с каждой мышцей, каждой костью, суставом, тканями, со своими ощущениями мыслями, интеллектом и сознанием. Чтобы достичь ровности в практике, необходимо выравнивать и соединять движения одной мышцы с движениями другой. Наблюдайте сначала одну область, затем другую и изучайте, в каких частях есть недостатки, деформации и дисбаланс, какие части откликаются, а какие нет. Если какие-то части искажены или искривлены, то откуда появится изящность?
Взаимодействие должно происходить не только между мышцами, связками и тканями тела.
Мысли также должны быть скоординированы. Острый ум должен учиться видеть и наблюдать, наблюдать и чувствовать движения тела и понимать, как нужно исправить позу, чтобы избавиться от всех искривлений и приблизиться к идеальной структуре. Даже если асана сложная (например, Вишвамитрасана), она не должна выполняться за счет искажений и искривлений. Продвинутый учитель должен обдумывать, как привнести высшую степень ровности в каждую асану. Вот как должен развиваться преподаватель высшей категории. Учитель уровня Senior должен понимать изящность и ритм асаны не только на высшем, но и на начальном и среднем уровнях. Изящность – это когда каждая часть тела и каждая мышца находятся под контролем разума, когда интеллект и сознание взаимодействуют таким образом, чтобы достичь свободы путем равномерного распределения энергии в теле. Форма, оттенок, длина, ровность, тонкость, пространство между мышцами, тканями и связками – все это должно достигаться в каждой асане.
Начиная со среднего уровня, преподаватель должен развивать большую чувствительность и глубину в практике. Он должен выравнивать себя, чтобы асана была цельной. Как хорошо настроенная скрипка производит качественный звук, так и старший преподаватель создает правильный резонанс и чистые вибрации в каждой асане.
САЛАМБА ШИРШАСАНА
Саламба Ширшасану могут преподавать учителя уровня Junior и Senior. Их учениками могут быть как новички, так и более продвинутые практики.
Когда старший преподаватель демонстрирует Ширшасану, он должен четко показать, как нужно изменить позу, чтобы добиться улучшения. Он должен развернуть задние бедра изнутри наружу, вытянуть боковые поверхности ног, подтянуть передние бедра и открыть боковые части грудной клетки. Во время выполнения Ширшасаны бока могут сократиться, но на начальном уровне этого объяснять и исправлять не нужно. Когда учитель преподает Ширшасану новичкам, он должен больше говорить о вытяжении ног, подтягивании коленей и о подъеме плечевого пояса.
Со временем, когда уровень практики учеников возрастет, можно корректировать положение передней стенки грудины, дорсального отдела позвоночника и боковых сторон грудной клетки. Можно выравнивать их длину и высоту. В Саламба Ширшасане мы рисуем две параллельные линии по внешним краям тела. Если вы обнаружите, что голени заворачиваются внутрь, а бедра – нет, или они разворачиваются наружу, или кожа и мышцы на разных ногах направлены в разные стороны, то в позе отсутствует координация. Этим вещам должен учить преподаватель уровня Senior, чтобы у всех было одинаковое представление о позе. Тогда разум и интеллект студентов начинает проникать во внутреннее тело.
Это погружение внутрь является не только процессом наблюдения, но и взаимодействием со своим внутренним телом. Наблюдение – это непрерывный процесс для всех учителей и учеников.
В асане есть момент перестройки или переориентации. Разум становится подвижным и с легкостью перемещается в те места, которые нужно быстро скоординировать. В этот момент, практикующий может выстроить параллельные линии между правой и левой стороной, а также определить срединную линию тела спереди и сзади. Это выравнивание обеих сторон начинается с осознания различий и неточностей в теле. Вот когда начинает появляться изящность.
*****
Срединная линия тела чрезвычайно важна для изучения формы асаны. Посмотрите на Уттхита Триконасану. Ткани на обеих ногах должны быть параллельны, чтобы отследить параллельность ног и положение тазового пояса. Все это помогает определить срединную линию тела.
В Ширшасане обе части таза должны быть на одинаковом расстоянии от лобка. Поэтому нужно вращать головки тазовых костей по направлению к лобковой кости. А теперь посмотрите на внутренние края лобковой кости. Они перпендикулярны полу? Низ и верх лобковой кости параллельны друг другу?
Учителя должны видеть срединную линию каждой части тела и учиться отстраиваться относительно нее. Когда вы практикуете, вы должны спрашивать себя: «Где мой центр? Далеко ли я от него? Куда направлены внешние края ног? Какая часть таза дальше от центра, а какая ближе?» Вы должны повернуть бедра внутрь, чтобы они были направлены к срединной линии. Это действие поворота бедер внутрь и выстраивание головок бедренных костей в одну линию с тазом является закрывающим действием.
*****
В процессе изучения себя важно подмечать, где и когда внешнее тело должно двигаться внутрь и где и когда внутреннее тело должно двигаться наружу.
Понаблюдайте за дыханием. Не делает ли ваше дыхание тело неустойчивым? Или дыхание, наоборот, стабилизирует тело? Наблюдение за дыханием помогает культивировать духовную составляющую практики, и разум учится проникать внутрь. Вы должны развивать это проникающую способность разума. Так начинается истинное наблюдение.
Если практикующий выполняет эти корректировки с точностью и аккуратностью, он становится продвинутым учителем и способен обучать продвинутых учеников.
АРДХА МАТСИЕНДРАСАНА
Теперь позвольте мне рассмотреть Ардха Матсиендрасану. Эта асана настоящий подарок для процесса обучения. В ней много действий и движений, причем с самого начала выполнения позы. Как преподаватель и практикующий, вы должны учиться не прерывать течение интеллекта.
Когда человек готовится к этой асане, он сидит на середине стопы и смотрит вперед, еще не скручиваясь (a). Но после того, как рука заведена за колено, положение стопы и ноги меняется. Преподаватель должен обратить внимание, насколько правильно и корректно положение ног в Ардха Матсиендрасане. Задача ученика – завести руку за колено, не потревожив первоначальное положение ног (b).
Посмотрите на структуру и форму нижней ноги, на которой сидит ученик. Она выглядит как в Шавасане, хотя согнута в колене (с). Далее, посмотрите на форму верхней ноги. Она должна делать треугольник. Соответственно, та рука, которая заведена за верхнюю ногу, тоже должна делать треугольник (b). Почувствуйте цепочку изменений, который происходят по мере выравнивания и создания треугольников в ногах и руках.
Замечаете ли вы, что верхняя рука при сгибании становится короче, чтобы предплечье смогло пересечь верхнюю ногу? Если длина предплечья составляет 25 см, то она должна оставаться такой же, но этого не происходит. Спросите себя, почему.
*****
Когда вы захватываете запястья за спиной, должна появляться форма, подобная мосту (d). Это помогает продвинуть обе стороны позвоночника в правильную позицию. Это координация одной части тела с другими должна принести ощущение целостности и легкости во всем теле.
Когда вы сцепляете руки, оцените наклон кистей. Они не должны сильно изгибаться и делать зигзаг, они должны оставаться под тем же углом (e – неправильно, кисти выгибаются зигзагообразно; f – правильно, кисти смотрят в одном направлении). Вот когда прана течет без препятствий. Добивайтесь баланса в работе разных мышц так, чтобы поток энергии не прерывался, координируйте работу рук, наблюдайте за положение запястий – тогда вы не потревожите ритмичный поток праны.
*****
Точно так же коленные связки (внутреннее и внешнее колено) должны быть параллельны бедрам и икроножным мышцам, хрящи отдыхают в этом положении. Обычно они заваливаются в разные стороны на той ноге, на которой сидит ученик (g). Все это вещи должны быть замечены и исправлены преподавателями старших уровней.
Ключ к выравниванию в следующем. Нужно поднять ягодицы вверх, а затем сесть на середину стопы, поместив внешнюю сторону одной ягодицы на пятку, а внутреннюю сторону второй ягодицы на выступающую часть стопы (где мячик под большим пальцем). Тогда вы будете сидеть на середине стопы. Не теряйте этого базового положения, когда переносите руку, чтобы заплести запястья сзади. Если вы не можете сохранять положение ног при захвате запястий, держите стопу прямой рукой (h). Хотя требуется время для выравнивания, не забывайте делать эти базовые вещи.
*****
Таким же образом учитесь наблюдать, когда вы переносите руку за колено. Если нога поменяла положение, исправьте это так, чтобы внутреннее и внешнее колено не сжимались к центру, а расходились друг от друга. Добивайтесь пространства между ними. Теперь аккуратно поверните голову, не потеряв баланс, и соедините руки, не потревожив положение ягодиц на стопе. Проверьте, что ягодица не отрывается от мячика под большим пальцем, и поправьте при необходимости.
Понаблюдайте, как поворачивается предплечье. Когда оно поворачивается в сторону ноги, верхняя часть руки идет в противоположную сторону. Почувствуйте, как располагаются предплечье и плечо друг относительно друга – их направление должно совпадать. Это ключ к выравниванию.
Точно так же, одна часть позвоночника может подниматься, а другая – падать. В конечном положении обе части позвоночника должны быть параллельны друг другу, как в Тадасане.
*****
Теперь посмотрите на положение таза. Когда мы переносим одну ногу за другую, положение тазового пояса меняется. Сделайте его параллельным полу. Это похоже на то, как вы выравнивали плечо и предплечье в одну линию. Обычно одна сторона таза поднимается, а вторая падает и опускается вниз. Выровняйте все эти аспекты, чтобы асана была геометрически, анатомически и энергетически правильной. Тогда появятся изящность и свобода во всех органах и частях тела.
Не будьте агрессивными. Основание позы должно быть сильным и точным. Сядьте на стопу, проверьте положение ягодиц и расстояние от арки стопы до каждой ягодицы. Не крутите таз в разные стороны, не качайтесь на ягодицах и не смещайте их. Сохраняйте их в спокойствии. Заметьте, как выравниваются подколенные связки. И все остальные части тела начинают принимать правильное положение.
Когда вы входите в окончательный вариант позы, не сужайте внешнюю связку колена. Спросите себя, почему она становится узкой, хотя с внутренней связкой этого не происходит. Когда вы сцепляете запястья, понаблюдайте, как одна ладонь (та, что захватывает) активна и динамична, а вторая (та, которую захватывают) остается пассивной. Работайте на тем, чтобы обе ладони были активны и позитивны. Когда вы скручиваете пальцы на обеих руках, должно ощущаться одинаковое давление. Измерьте длину предплечьев на обеих руках – неважно, согнуты они или прямые. Сравните один локоть с другим. Изучите положение грудиной клетки и позвоночника – когда они идут вверх, а когда вниз. Это процесс обучения через наблюдение за ошибками.
УРДХВА ДХАНУРАСАНА
Теперь я объясню градацию уровней преподавания в Урдхва Дханурасане. Сперва этой асане обучают с помощью опоры – стула, а затем уже с пола. Когда это становится пройденным этапом, преподаватель может учить входу в позу из Тадасаны. Когда ученик опускается назад из Тадасаны, он должен понять, какая часть ноги теряет тонус. Может быть, одна икроножная мышца расслабляется и падает, когда человек идет в прогиб. Задние части ног должны быть под постоянным контролем разума. Если этот контакт потерян, ученик падает и ударяется головой.
Чтобы предотвратить падение, он должен скоординировать работу икроножных мышц и бедер. Если практикующий не чувствует свои бедра, он никогда не сможет контролировать икры, и наоборот. Это взаимодействие частей тело должно культивироваться во всех асанах.
*****
Ученик должен видеть, какая мышца сжимается больше – икра или бедро. Когда сжимается бедро, оно становится короче. Если оно укорочено, то икроножная мышца тоже становится короткой, и человек теряет баланс. Чтобы развить силу в икроножных мышцах, он должен заглянуть внутрь себя и спросить: «Не сжались ли мои бедра? Когда я сгибаю колени, сохраняю ли я длину бедер? Сохраняю ли я стабильность в коленях?». Все эти вопросы должны быть изучены.
Мышцы задних бедер в частности играют ключевую роль в выполнении Урдхва Дханурасаны. Если направить внимание туда, то икроножные мышцы автоматически начнут сопротивляться и научаться держать тонус.
Уверенность заключена в сильных ногах. И лишь затем ученик учится переносить руки назад, все время развивая и поддерживая силу в ногах.
Поэтапно входя в прогиб, ученик чувствует, что центр тяжести смещается. Он должен опустить руки на пол, не смещая центр тяжести из ног. Вот чему должны учиться студенты и учителя уровня Senior, когда они практикуют.
ГРАДАЦИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ
Задача практикующего – измерять длину и ширину мышц и наблюдать за их реакцией при выполнении асаны. Учитель же должен помочь ему привнести интеллект в позы и научить координировать работу всех мышц. Вот что такое обучение (и самообучение) во время практики.
Вы должны держать все пункты в своей голове (с помощью памяти). Мысль должна быстро реагировать на изменения в любой части тела и проникать во все его уголки. Когда все это достигнуто, становится легче обучать других. Вы можете делиться знаниями с окружающими.
Каждый день вы обязаны уделять внимание самым сложным или непонятным для вас пунктам и подробно разбирать их в двух-трех асанах, и делать остальную практику с памятью об этих наблюдениях. На следующий день вы берете две новые асаны и разбираете их подробно. Таким образом вы в разных асанах наблюдаете изменения, совершающиеся в тех частях тела, на которые вы делаете акцент. Используйте этот способ, чтобы продвигаться в практике. Он научит вас не только делать асаны лучше, но и развивать интеллект и усмирять эго.
Затем идите дальше и проникайте интеллектом глубже, чтобы уловить тонкие аспекты каждой асаны. Так вы развиваете чувствительность и осознанность. Основание становится прочнее и прочнее.
*****
В начале практики новички и начинающие преподаватели действуют агрессивно. Если преподаватель уровня Senior или развитый ученик продолжает практиковать агрессивно, значит, он ничего не изучил и не понял.
Баланс и координация в каждый момент времени, в каждом движении, в каждой асане помогают энергии течь ровно и беспрепятственно. До тех пор, пока асана не выровнена, прана не может распределяться равномерно.
Возьмите несколько асан, которые, по вашему мнению, вы выполняете хорошо. Поработайте над ними, сделайте корректировки и выравнивание. И затем сравните свое понимание асаны до и после. Продвигайтесь дальше и переносите эти новые ощущения на другие асаны. Вот как можно добиться прогресса – и в личной практике, и в преподавании.
*****
Учителя Senior должны показывать ученикам, как следить за теми частями тела, которые падают и ускользают от внимания. Они должны показывать, что плохо, а что хорошо, или где потеряна часть силы. Учителя должны задавать вопросы и направлять так, чтобы студенты становились более осознанными. Это стимулирует развитие интеллекта у студентов. Сначала направляйте их от физического к психическому, и в обратную сторону. Вот что Патанджали называл дружелюбием. Дружелюбие должно устанавливаться между интеллектом и телом так же, как координация и взаимодействие мышц.
Постоянно практикуйте с коллегами. Спрашивайте друг друга о своих ошибках. Через обсуждение можно обогатить свою технику выполнения асан. Не исправляя самого себя, невозможно давать указания и корректировки другим.
Поэтому учителя Senior должны наблюдать и наставлять младших учителей, чтобы те добивались улучшений.
*****
Вместо того, чтобы откладывать исправление ошибок на потом, лучше прийти домой и поработать над ними 4-5 раз. Тогда вы сможете показать и объяснить студентам, как исправить ошибку и добавить еще один пункт в свою практику. Учите людей осознавать те ошибки, которые они могут увидеть глазами. Попросите их исправить в первую очередь то, что они сами видят. Если они быстро справляются, подскажите им, как исправить то, чего они еще не видят. Не переживайте, если вы теряете студентов. Психологически вы должны быть уверены и спокойно приобретать знания. Если преподаватель развивается, развиваются и студенты. Поэтому учителя должны много заниматься, чтобы привносить прогресс в свою практику. Их садхана должна развивать их и постепенно усиливать распространение осознанности, чтобы они переходили от слабого уровня к более продвинутому. Вы все должны развивать качество своего видения и чувствительности, чтобы становиться лучшими учителями.
*****
Преподаватели должны знать уровень и возможности своих студентов. Точно так же, когда идет подготовка новых преподавателей, ведущий курса должен ограничиваться теми инструкциями, которые соответствуют стандарту. Должна быть очевидная разница между уровнями и между курсами для Introductory I, Introductory II, Junior, Senior и Advanced.
В качестве примеров я привел Тадасану, Саламба Шршасану, Ардха Матсиендрасану и Урдхва Дханурасану. Как учитель, вы должны работать с каждой асаной тем способом, что я описал. Как учитель начального уровня, вы должны приводить учеников к пониманию работы мышц, скелетов, их движений. Новички должны научиться двигать руками и ногами. Затем вы можете давать более сложные инструкции, чтобы ученики начали осознавать и понимать движения собственного тела и учились делать поправки. Они начнут понимать, как придать телу определенную форму. Это подходит посредственным студентам. Затем вы обучаете людей связывать тело и потоки энергии. Проникновение внутрь становится глубже. Ученики знакомятся со своим интеллектом через тело. Теперь они понимают, где потеряна связь с внутренним телом, и пытаются добраться до спящих зон. Это средний уровень.
Затем вы должны вести студентов к более продвинутому уровню. Ученики при этом должны обладать целеустремленностью и сформированным намерением. Асана должна изучаться целиком, чтобы осознанность присутствовала везде в позе.
И, наконец, вы готовите новых учителей. В этом случае и вы, и они должны много работать самостоятельно и прикладывать усилия, чтобы достичь результатов. Тогда осознанность распространяется повсюду. Тело, разум и душа проникают друг в друга, и не остается просветов и дыр.
Вы целостны, поэтому можете испытать присутствие Высшего Я.