Борьба с усталостью
В этой статье Б.К.С. Айенгар объясняет, что вызывает утомление и как изменить нашу практику йоги, чтобы уменьшить его.
Статья была перепечатана в журнале Iyengar Yoga News, весной 2021 года с любезного разрешения издания Yoga Rahasya (2009), том 16, номер 1.
Ум текуч, а тело твердо. Ум подвижен, колеблется, вызывая страх перед действием. Это естественное явление. Но пуруша, атма или дух в нас должны быть выведены на поверхность. Я должен не только держать ум под контролем, но и научиться выходить за пределы навязчивости возраста. Чтобы достичь максимальной подвижности тела, нужно быть выше образа мыслей и создать структуру мышления.
«Первое проявление этой восходящей усталости ощущается в нервах».
Психическая усталость возникает в основном тогда, когда утомляются мозг и нервы. Чрезмерное использование мозга, нервов, органов чувств, в основном глаза и уши, вызывают умственное переутомление. С другой стороны, физическая усталость ощущается в основном в структурном теле. При переутомлении начинает поражаться нервно-мышечная система, в результате чего страдают нервы. Очевидно, что мозг не реагирует на двигательные функции тела, влияя на умственные функции, такие как мышление или рассуждение.
Позвольте мне вспомнить здесь аюрведу, которая ссылается на расстройство трех жизненных сил в теле. Психическое расстройство возникает при потере или избытке жидкости. Если одна из жидкостей испорчена, две других тоже будут нарушены. Вайю или вата – это в основном нервная система. Перенапряжение, шок или страх, а также психические расстройства вызывают потерю нервной силы. Это может вызвать усталость, вялость, сонливость, беспокойство, отсутствие счастья или веселья, кратковременную или полную потерю речи и т. д. Это может произойти при потере вайю.
С другой стороны, когда есть избыток вайю, человек чувствует тремор или дрожь в конечностях, бессонницу и снижение физической силы. Другими словами, всякий раз, когда происходит потеря или избыток ваты, питты и слесмы, это вначале влияет на тело, а затем на ум. Точно так же, если утомление тела продолжится, это приведет к умственной усталости. Первое проявление этой восходящей усталости ощущается на нервах.
Потеря питты увеличивает тепло тела и нарушает пищеварение. Нарушение работы пищеварительной системы вызывает психическую депрессию. Очевидно, что потеря физической силы приведет к умственному переутомлению. Избыток питты вызывает слабость органов чувств и уменьшение силы. Например, когда глаза страдают от глаукомного напряжения, это вызывает утомление мозга, ведущее к умственной усталости.
Итак, как учитель, я вижу причину усталости. Когда я знаю, что человек страдает бессонницей, или проспал, или у него несварение желудка, программу практики нужно изменить.
При физическом утомлении конечности, нервы не реагируют. Система высыхает. Затем я прибегаю к методам омоложения с помощью перевернутых асан, Адхо Мукха Врикшасаны и прогибов назад, таких как Випарита Дандасана и Капотасана.
Адхо Мукха Шванасана, Уттанасана, Ширсасана, Адхо Мукха Врикшасана, Пинча Майюрасана, Випарита Дандасана, Капотасана, Сету Бандха Сарвангасана, Сарвангасана, Халасана и Пашчимоттанасана помогают в восстановлении после физической усталости.
Когда я устал умственно , я чувствую усталость в задней части мозга, я прибегаю к асанам для отдыха долей мозга и омоложения ума. Для этого я делаю Ширшасану на веревках, наклоны вперед, такие как Джану Ширшасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасана, и подолгу остаюсь в этих асанах; прогибы назад, Сарвангасана, Халасана и их варианты и, наконец, Шавасана с весом на бедрах и с задней частью грудной клетки на твердых прямоугольных досках.
Степень утомляемости зависит также от профессии человека. Хирург после выполнения сложной хирургической операции может почувствовать как физическое, так и умственное переутомление. Тогда я должен изменить программу практики и дать расслабляющие асаны, такие как Ширшасана на веревках, Дви Пада Випарита Дандасана на стуле, Сету Бандха Сарвангасана на скамейке, Халасана с опорой, и Шавасана с весом на лбу для направления бровей к глазам.
Физическая усталость уменьшается с помощью перевернутых асан и вытяжений вперед, таких как Джану Ширсасана и т. д. Тогда как умственная усталость уменьшается с помощью перевернутых асан, а также прогибов назад.
«Невозможно провести разграничение между телом и умом, так же как нельзя провести разграничение между телом и умственной усталостью. Когда физическая усталость достигает апогея, достигает апогея и умственная усталость».
Усталость вызывает гормональный дисбаланс, который может быть временным. Давление на психику возрастает с физическими нагрузками. Очевидно, что при вытяжении вперед, таком как Джану Ширсасана, чрезмерно стимулированные надпочечники успокаиваются. Но с другой стороны, если умственная усталость вызвала физическую вялость и лень, тогда полезны прогибы спины, такие как Дви Пада Випарита Дандасана. Будут стимулироваться надпочечники. Следовательно, корректировка в практике требует огромной осмотрительности. Физические нагрузки, превышающие физические возможности, такие как перенос тяжестей или ходьба, могут вызвать одышку. Асаны супта открывают грудную полость, расширяют грудную клетку и освобождают область диафрагмы. Это Супта Баддха Конасана, Супта Вирасана, Супта Свастикасана. Когда одышка снимается, ощущается душевная свежесть.
Следовательно, как нельзя провести разграничение между телом и умом, так же нельзя провести разграничение между физической и умственной усталостью. Часто я говорю, что там, где кончается осознание тела, начинается осознание ума, так же как и там, где утомление тела достигает кульминации, достигает апогея и умственная усталость.